11:21 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЛЕВШИ |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЛЕВШИ (13 августа) У ч а с т в у ю т: Наташа, мама Наташи, Учительница,
трое ученых. Герои инсценировки «Левша» – мастер Левша, Царь, Иностранец
(англичанин). П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а: понадобятся костюмы для
инсценировки. Англичанин говорит с акцентом. Царю понадобится корона, лорнет и
лента через плечо. Левша – в фартуке, на голове – ободок, поддерживающий
волосы, в руках молоток. Выходят Наташа и ее мама. Наташа. Вот я и стала первоклассницей. Мама. И что тебе принес этот день? Наташа. Много неприятностей. Мама. Почему же? Наташа. Я не такая, как все. Я – единственная из всего класса, кто
пишет левой рукой. Мама. А что в этом плохого? Наташа. А я сейчас тебе расскажу, как было дело. Выходят Учительница и дети. Учительница. Вы должны понимать разницу между правой и левой стороной. Я
сейчас вам объясню. Все поднимите ту руку, которой вы пишете! Все дети поднимают правую руку, а Наташа – левую. Учительница. Наташа, разве ты пишешь этой рукой? Наташа. Да. Учительница. Экая ты, право, не как все. Левша, подкуй блоху. Дети (дразнят Наташу). Левша, подкуй блоху! Учительница и дети уходят. Мама. Ах, вот как все было. Дети на перемене подхватили
понравившуюся дразнилку, смысл которой не понимали. А для тебя это была
настоящая трагедия. Что ж, наверное, мне придется встретиться с твоей
учительницей. Наташа уходит. Появляется Учительница. Мама Наташи
разговаривает с Учительницей. Учительница. Для тех людей, кто привык в основном работать правой рукой,
человек-левша до сих пор воспринимается как отступление от общепринятой нормы.
Поэтому ваша дочь и привлекала к себе столько внимания со стороны
одноклассников. Мама. Но в настоящее время ребенок-левша уже не такая редкость,
как, скажем, лет 15–20 назад. Учительница. Ну, тогда определение «левша» вообще расценивалось, словно
некое клеймо второсортности человека. И у нас в школах была директива об
обязательном переучивании детей-левшей на «нормальных», то есть правшей. К
сожалению, теперь этого нет. Мама. Почему к сожалению? Учительница. Условия жизни и труда в обществе создаются исключительно в
расчете на праворуких, а не на левшей. А вот неудобства для левшей постепенно
накапливались, накапливались и сейчас многие стали почти непреодолимыми. Мама. Что вы имеете в виду? Учительница. Сейчас я вам все объясню. Всем известно, что в славянском
алфавите, на котором мы все говорим и пишем, буквы пишутся слева направо. То
есть, если ребенок пишет правой рукой, он сразу видит результаты своего
написания и не проводит рукой по только что написанным буквам. А ребенок-левша
уже в таком маленьком школьном моменте сталкивается с двумя сложными для него
деталями. Во-первых, при написании левой рукой, он может просто-напросто
«смазать» только что выведенные буковки. Во-вторых, он не имеет возможности
проконтролировать свой труд: нет ли в слове ошибок. Мама. Да, это, конечно, для ребенка неудобно, Но ведь это же не
повод, чтобы девочку дразнить. Давайте обратимся к мнению ученых, чтобы они нам
рассказали о то, что такое человек-левша с научной точки зрения. Выходят трое ученых. 1-й ученый. Люди-левши, то есть те, которые свои главные ручные дела
выполняют левой рукой, например, едят, умываются, пишут, составляют весьма
значительную часть всего человечества. 2-й ученый. Что же такое – феномен левши? Левша – хорошо это или плохо?
3-й ученый. Высказывания ученых о левшах можно разделить на три группы. 1-й ученый. Первую группу составляют утверждения ученых, отрицательно
характеризующих левшей. Кто-то из них говорит, что среди левшей вырастает
больше людей с плохими чертами характера, более нервных и злых. Такие ученые
утверждают, что среди левшей меньше крупных изобретателей, чем среди правшей. А если дети-близнецы, то левша обязательно меньше
ростом и отстает в развитии от правши. 2-й ученый. А по другому мнению специалистов, левши по своим
возможностям ничем не отличаются от правшей. Это мнение основано на результатах
большого числа экспериментов, которые проводились среди студентов и учащихся
школ. 3-й ученый. И, наконец, согласно третьей точке зрения – левши,
оказывается, вообще имеют преимущества перед правшами в интеллектуальном
развитии. В Великобритании выпущен специальный сборник с именами знаменитых
левшей. Начинается он с римского императора Тиберия и заканчивается Чарли Чаплиным.
В этом списке также имена Жанны ДґАрк, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Льюиса
Кэролла, Юлия Цезаря, Александра Македонского. Учительница. Да? Надо же, сколько разных мнений. Но переучивать-то надо?
Ведь большинство приспособлений в мире рассчитано на то, что пользоваться ими
будет человек-правша. К простейшим механизмам можно отнести наручные часы,
головка завода которых находится справа от циферблата, турникеты метрополитена
с соответствующе расположенной щелью для смарт-карты и т. д. 1-й ученый. Причиной того, какой рукой человеку удобнее работать,
является разница в развитии полушарий головного мозга. 2-й ученый. Но для человека совершенно неважно, какое полушарие
преобладает. Так что не надо тратить на это переучивание драгоценную жизненную
энергию. Пусть человек развивается так, как ему удобнее. 3-й ученый. Лишь бы он рос добрым, честным и благородным. А я думаю,
что девочка Наташа именно такая. 1-й ученый. Кстати, полярный медведь чувствует себя комфортно в
естественных жизненных условиях. А ведь он – окончательный и неисправимый левша Мама. А я еще знаю, что существует такой праздник – День левши.
Поэтому мою дочку можно поздравить с этим днем. (Зовет.) Наташа! Выходит Наташа. Наташа. А еще я не поняла, что моя учительница говорила насчет того,
чтобы подковать блоху? Мама. Давай посмотрим рассказ о том, как один знаменитый левша
обогнал по мастерству английских мастеров. Мама, Наташи и Учительница отходят в сторону. Идет
инсценировка отрывка повести-сказки Н. Лескова «Левша». Выходят Царь и Англичанин. Англичанин (кланяется, говорит хвастливо, с акцентом). Вот,
посмотрите, ваше Царское Величество, на что способны английские мастера. Царь. Давай, посмотрим. Англичанин. Это – блоха, которая помещается в спичечной коробочке. (Подает
коробочку.) Царь. Подумаешь, блоха! Нашел, чем удивить! Англичанин. Да в том дело, ваше царское величество, что это – не
простая блоха, а игрушечная. Царь. Как игрушечная? Такая крошечная? Англичанин. Да, без микроскопа не разглядишь. Царь. Так давай микроскоп! Англичанин. А вот, пожалте! (Подает воображаемый микроскоп.) Царь (смотрит в воображаемый микроскоп). Смотрите!
Игрушка-то почти с песчинку, а все в ней, как у живой блохи – и ножки, и
голова! Как танцует! Англичанин. И заметьте, что сделана она из металла. (Высокомерно.)
Такая мелкая и тщательная работа, что только английские мастера с помощью
микроскопов могли сотворить такое чудо. Царь. Что ты похваляешься английскими мастерами. Есть у меня в
городе Туле мастер. Прозвище у него – Левша, потому что он все делает левой
рукой. Отнесем ему твою блоху, а что дальше будет – поглядим. Царь и Англичанин уходят. Появляется Левша, он
рассматривает коробочку. Левша. Ишь, какую заморскую чуду-юду принесли мне. Скажи на
милость – блоха, которая танцует. И что же с ней делать? (Чешет затылок.)
Позову-ка я своих помощников. Придумаем, как нам англичанина удивить да
потешить! Зададим ему жару, не посрамим русскую державу! Выходят Царь и Англичанин. Англичанин. Эй, мужик, ну, чем удивишь? Левша. Да уж не знаю, удивлю ли я? Англичанин. Так ты блоху у себя в кузнице держал неделю! Неужели
обскакал наших английских мастеров? Царь. Да не томи, дай посмотреть на блоху. Левша. А смотрите. Англичанин (смотрит в микроскоп). Ой! Вы ее сломали,
мужики-деревенщины! Она не скачет, не прыгает! Царь (пугливо). Сломали английскую вещь хрупкую! Англичанин. Как вы смели! Левша. Не извольте гневаться. Вы повнимательнее посмотрите. Ничего
мы ее не сломали, а мы ее… подковали! Англичанин. Я ничего не вижу в свой микроскоп! Принесите микроскоп в
тысячу раз сильнее! Царь. Дайте я первый гляну на подкованную блоху. (Смотрит в
воображаемый микроскоп.) И правда! Подковы! Гляди-ка, Англичанин, мои
мастера твою блоху подковали! Да и подковы-то на ней непростые! А на каждой
подковке написано имя мастера. Вот, говорил я вам, что наши русские мастера,
кого хочешь победят! Так оно и оказалось! Англичанин. Ну ты, Левша, мастер высокого класса. А твое имя где
написано, на какой подковке? Левша. А мое нигде не написано. Я для этих подков гвоздики делал.
А они такие маленькие, что мое имя на них не поместилось. Англичанин (жмет Левше руку). Ну, Левша, ну мастер! Молодец! Я
удивлен! Царь. Что, Англичанин, далеко твоим мастерам до русских умельцев? Англичанин. Далеко. Только вот хочу я знать, где ты, Левша, достал в
провинции такой мощный микроскоп, чтобы подковы и гвоздики смастерить? Левша. Да мы люди бедные. И я, и подмастерья мои. Где уж нам
микроскоп достать! Мы по-простому, без микроскопа. Мы все на глазок делали: и
гвоздики, и подковки. Все участники представления
берутся за руки, выходят к зрителям и кланяются. |
|
Всего комментариев: 0 | |