11:48 ДЕНЬ РОБОТА |
У ч а с т в у ю т: Девочки-ведущие – Диана и Латона,
Электроник, Электронная бабушка, Терминатор. Участники отрывка пьесы «Отель разбитых сердец»:
Эрида, Иван, академик, Валькирия – полуробот-получеловек, одета в военную
форму. П р е д в а р и т е л ь н а я п о д г о т о в к а: для Терминатора
понадобится огромное ружье, сделанное из рулона ватманской бумаги. Это же ружье
может использовать Валькирия. Выходят Диана и Латона. Диана. Привет, ребята. Латона. Здравствуйте. Диана. Мы – две подруги – Диана и Латона. Латона. И любим мы все необычное и фантастическое. Диана. И поэтому мы сегодня поздравляем вас с праздником, которого
нет ни в одном календаре. У нас сегодня общеклассное мероприятие, посвященное
Дню робота. Робот, по словарю русского языка – автомат, осуществляющий
действия, подобные действиям человека. Латона. С роботами мы сталкиваемся в повседневной жизни – это и
игрушки – шевелящие лапками мишки и куклы. А также говорящие
телефоны-секретари, которые в ваше отсутствие запишут для вас сообщение. Это
промышленные автоматы на заводах, собирающие автомобили. Диана. А еще автоматы, которые продают газеты и пепси-колу. Латона. И многие, многие другие. А кто придумал слово робот? Диана. Чешский писатель Карел Чапек. У него есть книга, которая
называется «РVР – фабрика роботов». Именно в этой книге впервые появились
роботы, которые на заводах и фабриках впервые полностью заменили людей. Латона. А в робототехнике все по-особенному. И у роботов есть свои
законы. Диана. Латона, знакома ли ты с законами робототехники? Латона. А как же! Самое главное – робот не имеет права причинять
вреда человеку. Робот должен охранять человека, если это не противоречит
первому закону. И последнее – робот должен охранять себя, если это не
противоречит первому и второму закону. Диана. Законы эти придумал писатель-фантаст Айзек Азимов. Он
родился и жил в России, а потом уехал в Америку и там создал серию книг о
роботах. Латона. Но, конечно, нам интереснее всего общаться с роботами,
которые выглядят как люди и мыслят, как мы. Диана. А ведь такие есть в книгах и кинофильмах, знакомых ребятам. Латона. Что ж, поговорим о них. Только в современной жизни их
называют немного по-другому – киборги. Диана. Да. Но это тоже роботы. Люди долго искали подходящее слово,
которым можно было называть науку, создающую роботов, эти механизмы мыслящих
машин. Латона. И какое же в конце концов слово подобрали? Диана. Кибернетика. Латона. А кто его придумал? Диана. Американский ученый Норберт Винер. Он рассказывал, как
трудно подобрать название для нового явления: «Единственное, что я смог
подобрать, это греческое слово «кибернетес», что значит – «штурман, рулевой».
Поскольку слово, которое я отыскал, будет употребляться больше по-английски,
чем по-гречески, то я выбрал английское произношение – «кибернетика». Латона. А от этого слова уже появились слова «кибер» и «киборг»,
обозначающие очеловеченного робота. Диана. Но перейдем к нашим героям-киборгам, роботам
непосредственно. Ведь в 1984 году русский ученый, профессор создал первый в
России кибернетический механизм, которому дал имя… Латона. Э нет, давайте-ка, пусть ребята отгадают, как звали этого
киборга, или тогда еще этого слова не знали, как звали этого робота? Диана. Он умел бегать со скоростью 300 км в час, обладал
неимоверной силой, умственными способностями, был добрым и хотел стать
человеком. А еще он был как две капли воды похож на мальчика Сережу Сыроежкина. Дети (отвечают). Электроник. Выходит Электроник. Электроник. Привет, кто меня зовет? Я персонаж книги Евгения Велтистова
«Приключения Электроника». Диана. А соблюдаешь ли ты законы робототехники? Электроник. А как же! В книжном мире их соблюдают все роботы. Только я
еще молодой, неопытный. Хочу познакомиться со своими коллегами, такими же
роботами. Латона. А есть ли еще роботы – главные герои книг? Диана. Сколько угодно. Но я расскажу о самой знаменитой. Латона. Ты говоришь «о самой»? Значит, она – дама? Диана. Да. У американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери есть
рассказ, который называется «Электрическое тело пою!». Он повествует о том, как
няней в одной семье работал скромный робот по имени Электронная бабушка. Появляется Электронная бабушка. Электронная бабушка. Привет, Электронная бабушка – это я. Я из рассказа
писателя-фантаста Рэя Брэдбери, и про меня снято целых два фильма – первый
фильм сняли в России, а второй – в Прибалтике! Так что я довольно хорошо
знакома ребятишкам. Я – няня будущего, потому что я – робот, добрый, ласковый,
работящий. Латона. Да, я прочту начало этого удивительного рассказа. (Читает.)
«Бабушка!.. Я помню, как она родилась. Постойте, скажете вы, разве может
человек помнить рождение собственной бабушки? И все-таки мы помним этот день.
Ибо это мы, ее внуки – Тимотти, Агата и я, Том, – помогли ей появиться на свет…
Мы сами собрали ее из деталей, узлов и блоков, подобрали ей темперамент, вкусы
и привычки, повадки и склонности и те элементы, которые заставляли потом
стрелку ее компаса отклоняться то к северу, когда она нас бранила, то к югу,
когда утешала и ласкала… Бабушка, милая Бабушка, прекрасная электрическая
сказка нашего детства…» Диана. Уважаемая Электронная бабушка, прекрасная добрая и умелая,
может быть, вы расскажете нам о себе? Электронная бабушка. Меня изготовили умелые мастера на фабрике
«Фанточини». И прямо с этой фабрики я попала в одну семью – троих ребятишек
Тома, Тима и Агату воспитывал папа. Мать и бабушка их умерли. С мальчиками я
быстро нашла общий язык, а с девочкой никак не могла. Потому что она боялась,
что я тоже уйду от них, как ушли их мама и бабушка. Знаете, как говорится, «дети
простят вам что угодно, любую ошибку, любую оплошность. Но… они никогда не
простят вам вашей смерти». Девочка не понимала, что я – машина, я – робот, и я
не могу умереть. Диана. Но девочка – Агата, – наконец, поняла, что вы никогда не
покинете их? Электронная бабушка. Да. Это произошло очень необычно. Она перебегала
дорогу, и ее чуть было не сшибла машина. Я вытолкнула ее из-под колес, и машина
задела меня, а не Агату. Том и Тим смотрели на это с ужасом – ведь с минуту я
пролежала на дороге, как мертвая. Но потом я ожила и подошла к детям. И Агата
поверила мне, что я всегда буду с ними, буду их любить и защищать и никогда от
них не уйду. Диана. На это еще не конец нашего знакомства с киборгами. Сегодня
к нам придет и самый знаменитый киборг ХХ века. Конечно же, его зовут… Латона. Погоди. Ты опять торопишься. Пусть ребята сами отгадают его
имя. Про него снято аж целых два фильма. Они довольно страшные. Но в них идеи
добра тесно переплетаются с жестокостью реального мира. В первой серии этот
киборг злой. Он преследует женщину. А во второй серии тот же самый
кибернетический механизм защищает от другого злого робота эту же женщину и ее
сына. Вспомните имя этого героя-киборга. Ребята (хором). Терминатор. Под музыку из фильма «Терминатор» вбегает Терминатор.
Он озирается, выхватывает пистолет. Терминатор. Кто здесь обижает маленьких детей? Я запрограммирован на
то, чтобы защищать всех ребятишек от злых людей. Диана. А у нас здесь злых людей нет, мы все дружим. Латона. И ты поломай эту свою страшную пушку. Терминатор (ломает пистолет). Ты приказала, и я подчинился. Диана (укоризненно). Большой уже. Должен сам соображать,
что хорошо, а что плохо. Терминатор. Хорошо, я буду сам соображать. Ходить по газону плохо,
учиться на пятерки – хорошо. Электроник. Ой, Терминатор, какой ты умный! Терминатор. Конечно. У меня мозги сильно навороченные. Только все ждут
от меня агрессии. А я в душе добрая машина, хочу с детьми дружить. А меня все
пугаются и от детей отгонять начинают. (Плачет.) А мы – роботы – тоже
люди! Латона (утешает). Ну не плачь, здоровяк! Не плачь, а то
заржавеешь! Диана. Дорогие роботы! Если вы добрые, никому не причиняете зла, а
готовы защитить, если вы понимаете людей, чувствуете, как люди, значит, вы тоже
от общения с нами сами немного очеловечились. И мы рады этому. Терминатор (перестает плакать). А я-то как рад! Не могу больше
никого бить и обижать! Латона. Но, насколько я помню, Терминатор был изготовлен как
военная машина? Диана. Совершенно верно. Латона. Тогда я предлагаю ребятам посмотреть отрывок из пьесы
драматурга Ирины Агаповой «Отель разбитых сердец». Там также рассказывается о
создании военных роботов-убийц. Идет показ отрывка. Выходят Иван, Эрида, академик и
Валькирия. Эрида. А в чем суть проекта, над которым вы работаете, уважаемый
Академик? Академик. Создание идеального воина. Мы решили дать ему имя –
Валькирия. Ведь валькирия в скандинавских странах – дева войны. Нам понравилось
это название, и мы решили создать такую деву войны. Иван. Эрида, речь идет о получеловеке-полуроботе. Это называется
словом «киборг». Это не так страшно, как кажется. Эрида. Получеловек? Иван. А что такого? Сотни женщин бросают на произвол судьбы своих
детей из-за того, что ребенок-олигофрен. То есть, нездоров психически. Академик. Мы взяли из детского дома нескольких таких девочек в
возрасте семи лет. Знаете, оформить это не составило большого труда, ведь мы
работали на государство. А далее требуется только мастерство рук хирурга. В
мозг, точнее в определенную его часть (указывает на низ затылка Ивана),
вводится несколько имплантантов. Зачем это нужно? Затем, что это – змеиная
зона, так называемый «центр агрессии» человеческого мозга. Посмотрите, он
находится в затылочной части, почти на границе с шеей. Увеличивая силу
воздействия на него, можно создать идеального воина, можно увеличить природное
желание человека убивать, уничтожать в десять раз. Иван. Плюс ко всему – искусственный
интеллект, внедрение имплантанта. Академик. Увеличивая активность «змеиной
зоны», мы превращаем человека в оружие для убийства. Но всю техническую
сложность операции я не буду описывать. Человек наполовину превращается в
компьютер. После введения имплантантов семилетний ребенок помещается в
специальную барокамеру. В ней он растет десять часов, и… растет давление на
центр агрессии. За десять часов семилетняя девочка вырастает до возраста
двадцатисемилетней. Но удивительно то, что она, действительно, превращается в
машину для войны. Электронные схемы-имплантанты запрограммированы так, что
новорожденная «валькирия» – идеальный воин. Ребенок-олигофрен, всем известно,
потерян для общества как человек. Он не может быть полноценным гражданином.
Участь такого человека – пожизненное содержание в лечебнице, многие такие люди
плохо кончают жизнь. А мы даем им возможность сослужить добрую службу человечеству. Иван (вступает в разговор). Но
теперь компьютерная техника творит чудеса! Академик. Мы тщательно проверяли схему,
которую он нам предложил… (Указывает на Ивана.) Иван. Просто теоретические расчеты
показали, что в один из имплантантов нужно добавить кристаллы углерода. Это
даст нужную реакцию. Академик. Кристаллы углерода вам, вероятно,
известны под другим названием – алмазы. У «валькирий» должны быть алмазные
мозги. Без этого ничего не может получиться. Кристаллы углерода невозможно
ничем заменить! Такие мозги дорогого стоят. Иван. Сейчас деньги решают все. Но это не
имеет значения. Главное, что идеальный имплантант получен. Проект «Валькирия»
может осуществиться. Эрида. Иван, неужели у вас уже есть
готовые монстры. Уж очень вы все уверены в себе. Иван (неопределенно пожимает плечами). «Валькирии» –
идеальные воины. Они послушны, вооружены последней новинкой современной военной
техники. А до чего они красивы! Эрида. Я хочу взглянуть на них. Иван отодвигает занавеску. Все видят неподвижно
стоящих за ней девушек. Эрида. Что у них в руках? Иван. Автоматы. Академик. Иван называет их «автоматами Абакан». Эрида. Почему? Я никогда таких не видела. Иван. Это новые русские автоматы. Они совершеннее, чем признанный
миром автомат Калашникова. (Усмехается.) Операция «Абакан» по принятию
на вооружение этих автоматов в России не закончилась положительно. Говорят, что
слишком дорого. Но «Абаканы» превосходят «Калашникова» по нескольким
параметрам, например в режиме автоматического огня. А я по своим старым каналам
нашел возможность снабдить им наших «валькирий». Академик (нежно). Вот они – «валькирии». Наше творение.
Детище, которое все же появилось на свет после двадцатилетнего простоя! Несмотря на то, что мозги у «валькирий» наполовину из
металла, сделать полностью стальным их скелет мы не в состоянии. Полустальной
скелет и живая плоть – это закон создания киборга. Эрида. Значит, вы решили производить на свет чудовища. Но не
задумались о последствиях? Иван. Эрида, чтобы во всем мире прекратились войны, нужны совершенные
солдаты. Подумай сама, сколько проблем мы решим – проблема мирового
терроризма навсегда отпадет. Миллионы людей гибнут, а проку нет никакого. Мы
испробуем «валькирий» в действии, прежде, чем ставить на серийный поток. Эрида (расстроенно). Это невозможно – ставить на серийный
поток. Люди воюют с людьми. Но изуверствовать над человеком, пусть больным,
потерянным для общества, совершать вивисекцию, смешивать его с электронными
микросхемами – противозаконно. Иван (грозно). Проект «Валькирия» никогда не был
противозаконным. Его признал закон. А он основан именно на создании людей с
электронными мозгами. И если бы схема имплантанта была готова раньше, то… Эрида (кричит). Но и закрыл проект тоже закон. Значит, ваши
опыты незаконны. Где у вас разрешение от властей на продолжение работы с
проектом «Валькирия»? Его нет. Академик. Мы постараемся добыть это разрешение. Иван. И не надо кричать. Мы стараемся для всего человечества. Эрида. Надо только спросить у человечества – хочет ли оно, чтобы
его спасали роботы. Участники сценки кланяются и уходят. Электронная бабушка. Какой интересной получилась в вашей школе встреча
разных роботов. И мы еще придем к вам в гости, только теперь в следующем году. Электроник. А еще мы рады, что приобрели сегодня столько друзей. |
|
Всего комментариев: 0 | |