09:22 ДЕНЬ ПОДАРКОВ ПРОСТО ТАК |
Идея проведения «Дня Подарков» была взята если не в
буквальном смысле «с потолка», то уж точно – с неба. Поздняя осень традиционно
«одаривает» нас сыростью, ненастьем, грустью – сами эти
слова какие-то осенние, несущие с собой отзвуки затяжного дождя. Может быть,
именно поэтому в одно ноябрьское утро ____ года нам пришла мысль о том, что
слово радость звучит совсем не по-осеннему, а, значит, вполне подходит
для создания осеннего праздника. Название праздника «День Подарков Просто Так»
появилось не из-за того, что придумать повод для подарка было трудно. Мысль
пришла сама собой и понравилась настолько, что подумав мы решили обосновать ее
следующими психолого-педагогическими соображениями: – если тебе дарят подарок «просто так», значит,
все-таки есть за что; – если есть за что дарить подарок тебе, аналогичный
повод найдется и для любого другого; – подарок для всех (кинофильм, дискотека, учительский
духовой оркестр и т. п.) – это подарок каждому; – «дорог не подарок, а... много подарков»; – если вы боитесь, что кто-то обидится на ваш подарок,
оставьте его себе: лучше подарить одну улыбку, чем повод для обиды. Первые два Дня Подарков были скорее не праздниками, а
общешкольными акциями. Накануне сообщалось, что в этот день каждый может вручить
подарок тому, кому захочет. Ситуации превращения Дня Подарков в день, когда
родители благодарят учителей традиционным набором
«книги-цветы-конфеты-духи-хрусталь» (нужное подчеркнуть, недостающее вписать)
удалось избежать. Этому помогла неожиданность самой идеи и наличие в школьном
календаре Дня Учителя, когда подарки учителям выглядят абсолютно естественно. Мы стремились толковать само понятие «подарок» как
можно шире, выходя за рамки стереотипа «подарок-предмет». Задарить всю школу
сувенирами – дело нехитрое, хотя и дорогое, а вот придумать нетрадиционные
подарки для школы, учеников, учителей – дело не столько дорогое, сколько
ценное. Вообще, опыт работы Школы на Пудожской доказывает, что придумывать, где
достать большие деньги на реализацию маленькой идеи, всегда скучнее, чем ломать
голову над большой идеей, которую можно осуществить за незначительные средства.
Желающие (из числа имеющих идеи и не имеющих средства) вполне могут нас
поддержать. Разумеется, не материально! Итак, к ____ году оформились два основных принципа Дня
Подарков Просто Так. Первый, собственно, вошел в название словосочетанием просто
так, то есть без особого повода, причины. В целом, искать в педагогическом
действии не причину, а смысл – занятие более чем оправданное и даже благодарное.
Подарков, наград, церемоний и чествований, как это ни парадоксально, это
касается в особенности. Сам День Подарков никого ни к чему не обязывает – просто
школьный народ получает возможность друг друга порадовать. Срабатывает
фактор уникальности, «однодневности» праздника, так как особой, существующей
только в этой конкретной школе возможностью грех не воспользоваться. Второй принцип, ставший девизом Дня Подарков, взят из
книги братьев Стругацких, почему-то читаемой и перечитываемой многими в начале
90-х годов, «Пикник на обочине»: «Но если ты на самом деле такой... всемогущий,
всесильный, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю – там есть
все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никому и никогда не продавал!
Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, – ведь не может же
быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу
придумать, кроме этих его слов: «Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет
обиженный!». Ключевую, выделенную авторами фразу тогда мы
восстанавливали по памяти. Вспомнили не совсем точно, и на все последующие года
девизом нашего Праздника стало – «И пусть никто не уйдет обиженным!». В _____ году мы попытались придумать для Дня Подарков
особый жанр, сделать его тематическим. Темой стала Игра во всех ее проявлениях:
лотереи (кстати, теперь непременный атрибут Дня Подарков), розыгрыши,
интеллектуальные игры, спортивные состязания и т. п. |
|
Всего комментариев: 0 | |