08:41 АССАМБЛЕЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД И ОТЛИЧНИКОВ УЧЕБЫ |
Одной из «вечных» педагогических проблем является,
несомненно, тема поощрения и наказания. Как и кого поощрять? За что наказывать?
Может ли стать отсутствие (отмена) ожидаемого наказания поощрением, не является
ли лишение заслуженного поощрения наказанием? Можно задать еще десяток подобных
вопросов и запутаться окончательно, так и не решив проблемы взаимоотношений
школы с теми, у кого «школьных» проблем, казалось бы, не может быть по
определению, – с отличниками. К сожалению, в сегодняшней школе судьба хорошо
успевающих учеников является трудной. Да и трудности эти скорее даже не
физического, а психологического характера. Однажды ставший первым (или одним из
первых) в учебе обязан оставаться им до окончания школы, причем постоянство
высоких результатов вовсе не будет восприниматься остальными как достижение, за
которое можно и нужно хвалить и поощрять. Нам показалось, что это не совсем
справедливо, и мы решили отлично успевающим ученикам и победителям олимпиад
сказать «спасибо». Известно, что в конце каждой четверти в школах происходит
«инвентаризация» отличников: их считают, ревностно следят, чтобы они умножали
славу школы, участвуя в олимпиадах, и планомерно «выходили» на медаль. Всем нам знакома (в том числе по собственным
ученическим воспоминаниям) печальная в своей предсказуемости ситуация.
Трудяга-отличник, который лучше всех учится, но не умеет играть на гитаре и не
может позволить себе пропадать вечерами в спортивном зале или на репетициях
школьного театра, завидует не обремененному какими-либо учебными притязаниями
троечнику, у которого свободное время начинается практически с окончанием
последнего урока. Троечник смотрит на недосягаемого в учебных делах
одноклассника без зависти, со снисходительным любопытством или сочувствием.
Утверждать на этом основании, что троечник – «плохой», а
отличник – «хороший», так же наивно, как, к примеру, доказывать, что учитель
математики «умнее» учителя рисования, а «гуманитарный» класс более творческий,
чем «технический». Проблема ведь не в том, что
не очень прилежных учеников недостаточно активно ругают, наказывают и стыдят за отсутствие
прилежания (наоборот, часто даже слишком активно – настолько, что трудности в
учебе превращаются в неразрешимые конфликты с учителями). Проблема в ином: тех,
кто учится хорошо, мало хвалят и награждают. Между прочим, мнение о том, что за
хорошую учебу хвалить и награждать особенно не следует, ибо хорошая учеба –
основная обязанность ученика, вовсе не позаимствовано нами из «педагогической
кунсткамеры». Мы попытались этот стереотип разрушить, взяв на себя
обязательство говорить «спасибо» (по возможности торжественно и красиво) тем,
для кого учеба – это не только обязанность, но и умело используемое средство
самореализации. Итак, как только была определена основная идея –
«церемония чествования», стало понятно, как эту церемонию проводить. Просто.
Торжественно. Душевно. (Пожалуй, это наиболее краткая наша рекомендация,
касающаяся стиля, хотя, разумеется, требующая разъяснения по всем трем
позициям). Начнем с торжественности. Ассамблея традиционно
проводится в городском Дворце Творчества Юных. Ее выездной характер
принципиально важен, поскольку мы убеждены, что выражение «дома и стены
помогают» в отношении церемоний справедливо лишь в том случае, если вы а)
живете во дворце и б) он вам еще не надоел. Сами по себе роскошные интерьеры не могут сделать
любое проводимое в них действо торжественным. Не претендуя на афористичность, а
лишь стремясь рассказывать о собственном опыте достаточно кратко и понятно,
скажем, что торжественность – это настроение, создаваемое оформлением.
При этом красивые и необычные интерьеры являются лишь частью такого оформления.
Любая церемония предполагает
торжественность. Правда, торжественность порой путают с официальностью,
а это далеко не одно и то же. «Официальная» – это статус, уровень, а
«торжественная» – настроение. Оно создается целым комплексом условностей и
элементов стиля. Подчеркнем – именно комплексом, а не суммой. Представьте, что
на церемонию в специально заказанный для этой цели дворец участники явились в
не совсем «неофициальных» костюмах. Задуманный стиль и настроение пропадут,
потому что гости и участники, пришедшие на церемонию в таком виде, не будут
воспринимать себя как ее часть. Нобелевский Комитет, к примеру, весьма и весьма
настойчив, обязывая лауреатов являться на церемонию вручения премии во фраках.
Кроссовки и джинсовые куртки запрещаются вовсе не потому, что могут оскорбить
августейший взор шведского монарха. Просто в этом случае акт торжественного
вручения Нобелевской Премии превратится в формальную процедуру раздачи денег в
присутствии некоторого количества народа. Отсутствие торжественной музыки тоже может превратить
задуманную церемонию в фарс (вспомните «хит» официальных мероприятий в
учреждениях – залихватский туш на разбитом рояле (если рояль разбит
окончательно – это уже пианино), который может вывести из себя кого угодно).
Идеальный вариант совмещения торжественности и театральности оформления – это,
вероятно, бальные танцы. Танцуют, разумеется, не участники, а приглашенные
артисты или подготовленный школьный коллектив. Бальные танцы могут открывать и
закрывать Ассамблею, придавая ей торжественность и красоту. Теперь о простоте. Не о том, чтобы сделать
«простенько» и, к сожалению, в большинстве случаев «без вкуса», а о том, чтобы
сама церемония оставаясь торжественной и душевной (о последнем несколько
позже), могла быть проведена просто и четко. Основной прием, используемый нами
для этого, – написание «дорожки», то есть сценарной разработки –
последовательности основных моментов предполагаемого действия. С «дорожки»
нельзя сворачивать, но она достаточно «широка», чтобы, двигаясь по ней,
импровизировать. Сама по себе «дорожка» в драматургии проигрывает сценарию, но
позволяет сосредоточиться на главном – превращении «наградного потока» в единую
цепочку ситуаций общения с каждым, кто оказался достоин чести быть
приглашенным на Ассамблею. В этом смысле и сама награда за отличную учебу,
победу на олимпиаде и т. д. была задумана как простая, значимая и в то же время
уникальная. Вот уже четвертый год мы доказываем себе, участникам и гостям
Ассамблеи, что совмещение этих трех понятий не утопия, а вполне реальная цель.
Придумывая награду, мы пытались найти компромисс между традиционным и часто (в
силу многих причин) случайным подарком (книги, игрушки и т. д.) и не менее
традиционными, но малопривлекательными в том виде, в каком они обычно
существуют – грамотами и дипломами. & Попытка
совместить грамоту с подарком теоретически возможна. Но согласитесь, что
плюшевый заяц с грамотой – это не решение проблемы. Такое решение может быть
заключено... в рамку, и это не игра слов, а реальная практика заключения
дипломов в красивый багет или «золотую» («серебряную») рамку со стеклом. Дело в
том, что официальный документ в рамке имеет все основания стать предметом
интерьера, а не просто официальной бумагой, врученной однажды, а затем
спрятанной и позабытой. Разумеется, оформить таким образом все вручаемые рамки
и дипломы – дело для школы практически невозможное: мы ведь не завод по
производству рамок, хотя на статус цеха печати грамот и дипломов претендуем уже
давно и не без основания. % Быть
заключенным в рамку – это завидная участь не всех, а лишь наиболее престижных
дипломов, получение которых в школьной «системе педагогических координат»
сегодня уже вполне сопоставимо с наградами и званиями, присваемыми вне школы. И, наконец, о душевности. Дело здесь скорее
даже не в теплых интонациях
торжественной речи директора и ведущих, обращенной ко всем и к каждому.
Писать об этом бессмысленно: постарайтесь просто понять и прочувствовать, что и
как говорить в соответствующей обстановке. В значительной степени атмосферу
душевности создают приглашенные гости – родители, учителя, друзья школы. Можно
воспользоваться и творческими подарками – выступлениями в честь участников и
гостей Ассамблеи. Идеальный вариант – в заключительной части Ассамблеи дать
возможность выступить школьным театральным или музыкальным коллективам. Это
просто и душевно. Разумеется, с оговоркой: душевно, если выступление включается
в программу потому, что оно хорошее, а не потому, что творческому коллективу
надо дать выступить. |
|
Всего комментариев: 0 | |