13:50 ЗИМНИЙ ВЫЕЗД СТАРШЕКЛАССНИКОВ |
Петербургская зима – время, в целом мало
предсказуемое. Короткие дни и беспокойное ожидание завтрашней погоды или,
точнее сказать, непогоды… Во всяком случае, вся наша школа в это время
года с уверенностью может предсказать только две вещи. Первая –
это то, что наступит Новый Год. Вторая – то, что пройдет Зимний Выезд
старшеклассников, который всегда проходит после зимних каникул и никогда не является их продолжением. История создания и проведения Зимних Выездов весьма
полно и, главное, достоверно, как нам кажется, изложена ранее. Во всяком
случае, в истории тех Зимних Выездов (____гг.)ничего не изменилось. Что было –
то было. Поговорим о том, что стало происходить с Зимним
Выездом после этого. Так сказать, в «новейшей истории». Помните нашу идею о том, что «если на Осенний Выезд
старшеклассники едут играть, то на Зимний – выигрывать»? Так вот, скажем сразу
– эта педагогическая идея с тех пор существенно изменилась. Если пытаться так
же, как и прежнюю, выразить ее в емкой формуле, то можно сказать, что «если на
Осеннем Выезде мы играем друг с другом, то на Зимнем – друг перед другом».
(Все-таки предлоги в языке вещь замечательная – букв совсем ничего, а смысла…)
Случилось так, что Кубок Зимнего Выезда – главный трофей трех дней творческих
игр и состязаний – перестал быть основным мотивом участия класса в Выезде.
Причина, разумеется, была не в самом Кубке и даже не в изменении отношения к
нему со стороны классов. Наверное, мы все его «переросли» как идею, разумеется,
а не как красивый предмет высотой 35 сантиметров с крышечкой. Так хорошие
джазовые музыканты перестают волноваться по поводу того, считают ли их
по-прежнему лучшими (в ансамбле, оркестре, городе, стране, в мире, наконец), но
зато всегда готовы играть в «джэм-сейшенах». Правда, там они уже полностью
реализуют свое право выбора: с кем играть, а с кем просто пить пиво под музыку.
Сравнение несколько самонадеянное, но, как нам кажется, верное по сути. Для
наших школьников творческий процесс (придумывание, постановка, репетиции) и само действие
(выступление, игра) стали интереснее формального результата – знания о том,
«кто лучше всех, а кто лучше,.. чем раньше». Тем более, что определять это
«лучше» стало все труднее и труднее. Появились классы, от которых, например, можно
было почти наверняка ждать очень хорошего выступления. Подчеркнем, «классы», а
не один «класс». А теперь позволим себе несколько пофилософствовать и вернемся
к идее состязательности вообще. Соревноваться (и получать за это награду)
перестает быть интересным в двух случаях: первый – это когда заранее ясно, кто
кого победит, то есть «сильные» и «слабые» различаются очень явно. Второй – это
когда число «сильных» становится больше трех (всё просто – «три» – это раз и
навсегда установленное число ступенек на пьедестале почета, т. е. число всеми
признанных призовых мест) и решить, кто же «сильнее среди равных», оказывается
практически невозможно. (Интересно, но
обратное правило не работает. Иными словами, если все соревнующиеся пока (или,
что печальнее, уже) примерно одинаково слабы в творческом отношении, то
состязание может быть не только интересным, но и весьма нужным. Мотив
самоутверждения у тех, кто чего-то не умеет, но хочет научиться, сильнее, чем у
тех, кому самоутверждаться уже не интересно, а хочется самореализации. Извините
нас за некоторую академичность этой ремарки. Дело в том, что сам повод для
обмена мнениями очень серьезен и интересен одновременно. Хочется, чтобы вы
воспринимали наши рассуждения как «информацию к собственным
размышлениям». В полном смысле этого слова. Итак, мы (с помощью наших замечательных
старшеклассников, разумеется) поверили в то, что азарт творческого состязания
на Зимнем Выезде может подогреваться самой возможностью такого состязания… P. S. Очень важное дополнение для тех, кто все-таки
намерен упорствовать в своем стремлении сталкивать самых лучших, талантливых и
упорных на школьной сцене. Хотите верьте, а хотите знайте, но в конце череды
любых выступлений вам придется формулировать свою оценку увиденного, причем
оценку однозначную. Пользуясь всем известным нерусским словом, можно сказать,
что вам придется быть жюри… Так вот, дело это требует подготовки, потому
что компетентный член жюри никогда не позволит себе (и остальным) оценку типа: – это лучшее выступление, потому что оно очень
хорошее… – предлагаю считать этот класс победителем, ведь они
так старались… и потом, мы их еще ни разу не награждали… – было семь выступлений и все очень хорошие, но
второе, четвертое и шестое еще лучше; давайте всем пятерым дадим первое место, а
остальные четыре оценивать не будем, чтоб они не расстраивались… – я не знаю, как оценивать танец, но, по-моему, ребята
очень старались, хотя им помогал профессиональный режиссер… Со всей оставшейся у нас ответственностью заявляем,
что это почти прямые цитаты того, что говорили наши учителя на том самом
выезде, после которого оформилась идея отменить судейство соревнование и Кубок
как таковые. А было это так… |
|
Всего комментариев: 0 | |