17:42 «ЕЖИК В ТУМАНЕ» |
(вариации на тему зимнего выезда и произведений С. Козлова) Красиво было так, что он время от времени вздрагивал:
не снится ли ему все это?.. «Расскажу – не поверят!», – подумал Ежик и стал
смотреть еще внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту. Еще ни разу не было ТАКОГО зимнего выезда. ТАКОГО,
потому что еще ни разу о нем столько не говорили. Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на
своих писклявых скрипках…Залаяла собака, и сорок лунных зайцев побежали по дорожке. Нас много. Нас отчаянно много, и каждый из нас имеет
свое суждение, хотя далеко не каждый хочет его высказывать. Не ставя перед
собой задачу (она просто неразрешима) вникнуть в чаяния 378 человек, а именно
столько нас было на зимнем выезде, давайте рискнем предложить друг другу
различные варианты на будущее или хотя бы оглянуться назад. Теперь, когда
страсти улеглись, когда все реже и реже теплым тихим утром посреди зимы душа
заходится от восторга: это все было с нами и в это никто не поверит. «Здорово, – думал Заяц. – Теперь меня никто не
поймает. Надо только хорошо натренироваться, пока не высыпал снег». Как правило, первая информация о выезде появляется в
конце ноября плюс–минус неделя. Разброс в четырнадцать дней связан с конкретной
«геополитической» обстановкой внутри школы на данный момент (визиты, семинары,
поездки и т. п.). Позже появятся дополнения и исключения, но к концу ноября
основная тема Фестиваля уже понятна и большинство заданий определены, можно
начать подготовку. Вариации: – подготовить все самим (сами придумали, сами
поставили номера, сами собрали деньги на выезд, сами поехали и взяли с собой
классного руководителя); – разделить «лавры» подготовки выезда с классным
руководителем; – обратиться за помощью к указанным консультантам (по
статусу воспитательной службы консультант обязан разрешить ваши сомнения при
подготовке, поскольку именно он придумал задание); – пригласить для постановки профессионалов; – любые сочетания вышеперечисленного.
Говоря сухим и в данном случае проверенным языком
статистики, за последний год наметилась следующая тенденция: отказ от помощи
консультантов и приглашение профессионалов. Доля участия в подготовке классных
руководителей осталась примерно на том же уровне, немного возросло стремление
«выездных команд» к самоопределению, вплоть до полного отделения. Веруя в слова
поэта: «Каждый выбирает по себе…», не могу не сказать пару слов о найме. Зимний
выезд, как, впрочем, и любое дело воспитательной службы, – это Школьное дело.
Хорошо подготовить к Школьному делу могут профессионалы только этой Школы. Отличная мысль была высказана одним из классных
руководителей: собирать перед выездом все творческие группы классов-участников
выезда в концертном зале и, комментируя подробную информацию о предстоящем
Фестивале, представлять консультантов, договариваться на месте о конкретной
помощи и т. д. Думаю, что в следующем году, при любом варианте проведения
зимнего выезда, мы воспользуемся этим весьма заманчивым предложением. – Я в первый раз сумерничаю, – сказал Заяц. – Поэтому
не знаю правил. Вы не сердитесь на меня, ладно? – Мы не сердимся, – сказал Ежик.
Еще одна любопытная деталь. В этом году после выезда
как никогда громко звучали предложения о «разделении новичков и монстров». В
кругах авторской песни, где мне частенько с удовольствием удается вращаться,
это разделение называют: «на мэтров и киломэтров». Вариации: – пусть 9 классы присматриваются, 10 – соревнуются, а
11 – демонстрируют отточенное годами мастерство в показательных выступлениях; – пусть 9 и 10 классы соревнуются, а 11 – (см. выше); – 9 классы соревнуются среди 9 (молодые еще!), 10 –
среди 10 (в случае чего на будущий год отыграются), а 11 – среди 11 (если что,
не «малышам» проиграли), хотя лучше – см. выше. Воздержусь от комментариев хотя бы потому, что в
основе этих размышлений лежит сам принцип проведения Фестиваля, о котором –
чуть позже. А пока, как пишут в объявлениях, «возможны варианты».
– Пой, – сказал Медвежонок. – Ля-ля! Ля-ля!
– завопил Заяц и Ежику сделалось совсем грустно.
Эта часть вариаций – небольшое лирическое отступление
перед решающим броском на «нерушимые и священные основы» зимнего выезда. Если буквально понимать эпиграф, предпосланный этой
части, то с пением надо что-то делать. Танцуем мы (в основном, вы)
замечательно, а вот поем (опять же, в основном, вы) – увы! Может быть,
перенести «центр тяжести» Фестиваля на песенное творчество?! Может, именно
здесь скрывается неизведанный резерв творчества народных масс старшеклассников.
Не забывая при этом танцы: не хореографическое училище, но ведь здорово, черти,
танцуете! Если воспринимать эпиграф широко, то позвольте пару
слов об интервью, которые некоторые из участников выезда любезно дали съемочной
бригаде Авторской ВидеоСтудии. Не могу сказать, что час двадцать съемок похож
на кошмарный сон, но фрагменты его явно просматриваются. Чего стоит одна только
фраза М. из 10 «Г» о том, что «на выезде с учителями общаешься, как с людьми».
Так и хочется спросить, а в остальное время вы (ученики) нас (учителей) за кого
принимаете?
– Ля-ля! Ля-ля! – завопил Заяц. И Ежику сделалось
совсем грустно.
Нет, конечно, много добрых и хороших слов, почти как
на «Черном ящике», правила проведения которого необходимо менять, потому что
час на «спасибо» – это неразумная трата времени в случае, если всего есть час
на бескомпромиссное и открытое общение. Впрочем, это мое сугубо личное мнение,
легкий пассаж на фоне вариаций. За доброе слово – спасибо, но ведь жгуче
интересно, а что не понравилось? И вот тут, предваряя основной вопрос философии
зимнего выезда, ответ Андрея В. из 11 «Г» – «судейство».
Полз он долго-долго и вдруг почувствовал, что земли
под ним нет, и он куда-то летит. Бул-тых!.. «Пускай река несет меня!» – решил
он. Как мог, глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению.
История судейства на зимнем выезде уходит «вглубь
веков». Вариации на эту тему поглотили бы все отпущенное мне на страницах
«Бобра» место. Самое главное, в настоящий момент принципиальным вопросом
является не этот, а следующие – сохранять ли систему мест, то есть соревнование
между классами? Кубок и Таблица – яблоко раздора или стимул? Может, будущее
зимнего выезда за Фестивалем всеобщего
единения и равенства в творчестве? Вариации: – оценивать только то, что поддается точной оценке, то
есть спорт, интеллектуальные игры-тесты и т. п. (Есть опасность, что в данной
ситуации Кубок получит класс, который «дальше всех прыгнул и решил на один
кроссворд больше». Идеальная ситуация для проведения Олимпийских Игр, где песни
и танцы – часть культурной программы Олимпиады); – оценивать все, но по четко разработанным и
доведенным до сведения всех участников критериям. (Здесь, возможно, кроется
подвох: мы не являемся студентами и преподавателями творческого ВУЗа или
училища. При всем нашем стремлении к прекрасному, задача общения друг с другом
для нас первична, а творчество – инструмент, при помощи которого мы эту задачу
пытаемся, и небезуспешно, решать. К тому же, задания придумывают одни,
выполняют их другие, а судят зачастую третьи: вряд ли в данной ситуации есть
смысл говорить о четких критериях.); – оценивать каждый «конкурс» в отдельности. (Появится
неофициальная таблица, как на официальных Олимпийских Играх; в конечном итоге –
то же, только вид сбоку); – не оценивать выступления: тот, кто захочет, сам
узнает личное мнение того или иного участника или организатора Фестиваля.
(Необходимо оценить степень вероятности снижения качества подготовки в
отсутствии соревнования. Мой невольный соавтор по схожему поводу заметил: – Поговори с ней, – сказал Ежик. – Заинтересуй. – Как? – Скажи: «Мы с Ежиком из дальнего леса пришли на ваш
концерт».
Пожалуй, пора закругляться. Всего все равно сейчас не
сказать, и, я уверен, беседа будет продолжена. Для всех, кто решит зайти в
гости поговорить или просто так, наши двери открыты. А за все, что довелось
пережить в январе…
– Спасибо! – вслух сказал он. – Не за что! – беззвучно выговорил кто-то, кого Ежик
даже не видел, и пропал в волнах. «Вот
так история, – размышлял Ежик, отряхиваясь. – Разве кто поверит?!». И заковылял
в тумане. Нет сил поставить точку. Что-то произошло, что-то
очень правильное и хорошее. Ричард Бах в своей знаменитой притче «Чайка по
имени Джонатан Ливингстон» назвал похожее состояние «прорывом». Видеопленка не
в силах запечатлеть это: «Танец Льва» все также хорош, но у людей, не видевших его
«живьем», вызывает лишь вежливое восхищение, а у меня до сих пор ком в горле и
слезы у глаз, как у человека, которому судьба даровала еще один «звездный час»
и он узнал его, не упустил и не растратил: разделил на всех, честно, как
научили…
– Все вы бездельники, – сказал Муравей. – Все вы друг за дружку горой. – И убежал.
Пусть так. Всем мил не будешь. Да и не надо. Все равно
это будет. Выезды, фестивали, выступления, споры до утра, радость победы,
горечь поражения и бесконечное счастье единения, когда «все вы друг за дружку
горой». И придет осень, и снова наступит время, когда я,
спрятавшись в укромный уголок неизвестного пока еще лагеря, тихо прошепчу: «Это был необыкновенный осенний день! Было столько
синевы, столько огненных листьев, столько солнца, что к вечеру Медвежонок
заплакал».
P. S. Теплым тихим утром посреди зимы.
А Ежик, прикрыв глаза, пил чай, слушал тишину, птицу,
вдруг тонко и чисто запевшую за рекой, и думал, что, если б не все они, зачем
бы понадобилось тепло этому зимнему лесу? * * * Сознание собственного несовершенства, если оно,
конечно, не приводит к комплексу неполноценности, в целом вещь полезная. Во
всяком случае, именно понимание того, что ребята наши пока танцуют лучше, чем
поют, помогло появиться теме зимнего выезда. Так уж получилось, что за
прошедшие до него пять–шесть выездов Конкурс танцев в разных своих модификациях
превратился в главное и, не побоимся этого слова, культовое дело при подготовке
и проведении выезда. Честно говоря, нас это стало несколько озадачивать. Дело не
в том, что мы устали придумывать новые способы проведения Конкурса Танцев. Мы
поняли, что старшая школа на 2–3 ближайших года уже танцевать научилась и можно
предложить ей освоить что-нибудь еще. Решено было начать петь. Как принято говорить, жизнь
оправдала наши расчеты, и старшая школа запела. До совершенства еще, конечно,
далеко, но уже можно думать о том, чему бы учиться дальше. |
|
Всего комментариев: 0 | |