09:07 СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО. |
Славянское
язычество. В записи слышны шум листвы и пение птиц, затем
диктор читает стихи о славянах, создается ощущение, будто бы данные строки
звучат в атмосфере леса того периода. Диктор. Славяне, вам светлая слава – За то, что вы сердцем открыты, Веселым младенчеством нрава С природой весеннею слиты. К любому легко подойдете, С любым вы смеетесь, как с братом, И все, что чужого возьмете, Вы топите в море богатом. Враждуя с врагом поневоле, Сейчас помириться готовы, Но если на бранном вы поле – Вы тверды и молча суровы. И снова мечтой расцвечаясь, Вы где-то, забывши об узком, И светят созвездья, качаясь, В сознании польском и русском. Звеня, разбиваются цепи, Шумит, зеленея, дубрава, Славянские души – как степи, Славяне, вам светлая слава! На площадке появляется ведущий. Ведущий. Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт
православной культуры. И порою приходится слышать, что религия, достойная называться
христианской, появилась у нас только после принятия христианства – 1000 лет
назад. А до этого, мол, были разве что варварские, примитивные культы, вдобавок
порою связанные с человеческими жертвами. Одним словом, «мрак языческий».
Духовная первобытность… Разберемся, справедливо ли это? В записи звучат славянские песнопения, либо
возможно использование фольклорного ансамбля. Идет номер «Рождение Земли и
Неба». Здесь присутствуют древнеславянские иллюстративные символы Земли и Неба,
а также хоровод древнеславянских богов: Даждьбог Сварожич, Перун Сварожич,
Огонь Сварожич, Род, Ярила Громовержец. Все эти вышеуказанные боги далее
расскажут о себе. А сейчас в пластике с использованием иллюстраций и ткани
показывается мировоззрение древних славян. После номера ведущий продолжает
рассказ. Ведущий. Однако древняя религия наших предков, которую считают
забытой, и по сей день продолжает жить в наших повседневных обычаях. Вы
скажете, доказательства? Отвечу, что их сколько угодно! Спросим себя, к примеру: почему нельзя здороваться за
руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в
новый дом, первым впускают сначала кота? Многие скажут, что это на счастье! Но
это не полное объяснение. Все эти перечисленные обычаи пришли к нам как раз от древних
славян! Много столетий живет на севере Европы, в тундрах
Кольского полуострова, такой народ – саамы. Звучит северная народная песня. На сцене или
площадке появляется шаман с большим барабаном в руке. Исполняется северный
народный танец. После танца вновь говорит ведущий. Ведущий. Послушаем, что расскажет нам о земле древний народ саамы. Саамы. Земля – живое существо. Деревья и трава – ее волосы.
Зеленый дерн, тундровые мхи – ее кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее
ранить… Саамы уходят. Продолжает рассказ ведущий.
Демонстрируется иллюстрация с миниатюры из русской рукописи «Космография Козьмы
Индикоплова», изображающая движение солнца по небу и по подземному «ночному»
морю. Ведущий. Древние славяне представляли себе мир в форме большого
яйца, которое, по их мнению, было снесено «космической» птицей. Посредине
славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть
«желтка» – наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона – Нижний мир,
Мир Мертвых, Ночная Страна. (Ведущий ведет рассказ, указывая на
иллюстрацию.) Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе,
расположены 9 разных небес. Поэтому иногда мы употребляем не только слово
«небо», но и слово «небеса». Славяне считали, что на любое небо можно попасть,
взобравшись по Мирову Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и
все 9 небес. В записи звучит космическая музыка «Эолия». На
экране демонстрируется видеоряд с видами природы. Ведущий. Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми
существами, супружеской парой. Отца всего сущего называют Сварогом. Это имя
означает «небо» или «нечто сияющее, блестящее». Также ученые отмечают, что
другое имя Неба было Стрибог, что означает «Отец-Бог». В записи звучит голос диктора, рассказывающего о
Свароге. Данный рассказ подкрепляется иллюстративным материалом. Диктор (на фоне старинной славянской музыки). Легенда
гласит, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять
медь и железо, а прежде, по мысли славян, – и это вполне созвучно
современным представлениям – на Земле царил каменный век, люди пользовались
палицами и камнями. К тому же, Сварог установил самые первые законы… Голос Сварога (в записи). Повелеваю каждому мужчине иметь только
одну жену, а женщине – одного мужа! На площадке появляется фольклорный танцевальный
ансамбль, исполняющий номер поклонения славян Сварогу. Ведущий. Землю до сих пор мы называем Матерью. Язычники относились к
ней с величайшей любовью! 10 мая справлялись «именины Земли», в этот день ее
нельзя было беспокоить – пахать или вскапывать. Древние славяне называли Богиню Землю –
Макошь – Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая. Одним
словом – Земля. На экране появляется изображение Макоши. Русская
вышивка, Север, начало XIX века. Отсюда-то и произошло слово «Мама». А окончание «кош» означает – жребий, судьбу,
счастье. Под народную музыку в исполнении ансамбля
народных инструментов исполняется пластическая зарисовка о Земле и о ее
благодеяниях по отношению к человеку. Далее в записи голос диктора. Диктор. Где вы, о древние народы! Ваш мир был храмом всех богов, Вы книгу Матери-природы Читали ясно, без очков! На заднем полотне площадки открывается большая
карта, показывающая деление славян в древние времена. Ведущий. В X веке славянская Европа представляла собой калейдоскопическую
картину, но бодричи, лютичи, лужицкие сербы, белые хорваты, висляне, слензяне и
серадзяне, ленчане и мазовшане, куявяне и пруссы, ятвяги и волыняне – все они
разговаривали на едином праславянском языке, возникшем где-то на рубеже
третьего и второго тысячелетий до н. э. Ведущий продолжает рассказ, указывая на карту. Ведущий. К востоку от Карпат обосновалась третья славянская общность
– восточная: вятичи (верховья Дона и Оки) и древляне (до Припяти), дреговичи
(между верховьями Припяти и Днепра) и дулебы (по реке Прут), кривичи (от
Чудского озера до верховьев Волги) и поляне (в районе Киева), радимичи (в
междуречье Днепра и Десны) и северяне, или северцы (по Десне, Сейму и Суле),
словене (у озера Ильмень) и тиверцы (по низовьям Днепра), уличи (в низовьях
Южного Буга) и белые хорваты (в верховьях Днестра, по соседству с западными
славянами). Правители первых славянских государств – Само и
Болгарского в VII веке, Киевского и Новгородского в VIII веке, Великоморавского
и Польского в IX веке – поначалу общались между собой на том же старославянском
языке. В IX веке на него переводятся многие греческие рукописи, прежде всего
церковные. Но старославянский язык уже стал непонятен западным соседям, готы, принявшие в IV веке христианство, дополнили свое слово
«славан» еще одним значением – молчать. Славяне сделались для них «немыми»,
«немцами». Как, по-видимому, и они сами – для славян. И тогда же у восточных
славян родился новый язык – древнерусский. Выделение «русского» пласта из
славянской мифологии – задача трудная, ведь даже культура древнерусского народа
не соответствует понятию «русская». Древнерусский язык… По пословице, он
доводил до Киева. И до Новгорода. Уже не одно столетие ведутся споры
вокруг происхождения слов «Русь», «русские», «Россия, россы». Славянское
происхождение этих слов якобы восходит к словам «русый» и «русло». В
большинстве случаев доказывается, что название народа-племени было привнесено
чужими племенами, сыгравшими определенную роль в становлении Древнерусского
государства. Предположений много. Происхождение «русских» связывают с названием
реки Рось – правого притока Днепра. Однако на реке Рось не обнаружено
собственно славянских памятников вплоть до древнерусской эпохи
(XI–XII вв.). Позднее по этой реке проходила граница Древнерусского
государства с кочевниками. Существует много легенд о происхождении древлян,
кривичей, полян, северян и руссов. Представляем вашему вниманию небольшую
инсценировку на эту тему. В записи звучат славянские песнопения. На
площадке появляется Сказитель. Сказитель. В те давние времена был
Богумир – муж Славуни, и имел он троих дочерей и двух сыновей. Выходят Богумир со Славуньей и детьми, кланяются. Сказитель. Они привели скот в
степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И были они послушны богам,
и имели разум, все схватывающий. Актеры, изображающие славян, начинают разыгрывать
на площадке сцены из жизни славян: бытовую сторону, труд и поклонение богам. Сказитель (продолжает). И
там мать их Славуня им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру
на седьмой день… Славуня. Мы должны выдать своих
дочерей замуж, чтобы увидеть внуков. Сказитель. Так сказала она, и
запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. Богумир запрягает «коня» и уезжает. На площадке
появляется декорация большого дуба. Сказитель. И доехал до дуба,
стоящего в поле, и остался ночевать у костра. Богумир разводит костер. Фольклорный ансамбль
исполняет песню, посвященную огню. На площадке танцуют языки пламени. Сказитель (после танца). И
увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях. На площадке появляются три путника. Сказитель. И сказали они… Путники (вместе). Здрав
будь! Что ищешь ты? Богумир и путники начинают общаться жестами,
а сказитель продолжает рассказ. Сказитель. И поведал Богумир о
печали своей. А они ему ответили, что сами в походе, дабы найти себе жен. И
вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям. На площадку выходит Славуня с тремя дочерьми. Сказитель. Отсюда начало родбм. И
соединились они и славны были. Далее Сказитель ведет рассказ, а молодые люди
соединяются в пары и кланяются. Сказитель. Отсюда идут древляне,
кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя Древа, а другая – Скрева,
а третья – Полева. Сыновья же Богумира имели имена – Сева, и
младший – Рус. Выходят сыновья Богумира и кланяются. Сказитель. От них идут северяне и
русы. Три же мужа были, все три – Утренник, Полуденник и Вечерник. Все герои инсценировки по
цепочке волной кланяются зрителю и уходят с площадки. Исполняется номер на
старорусскую тематику, корнями уходящую к славянам. Ведущий далее ведет
рассказ о мифах, на экране демонстрируется видеоряд из к/ф «Феофания – рисующая
смерть» реж. В. Аленикова, который дополняет рассказ. Ведущий. Не следует полагать,
что мифы отражают наивное созерцание мира или его объяснение древними народами.
Мифы – исторически сложившееся состояние сознания народа. Как ни парадоксально,
но миф – действующая реальность. Мифы неотрывны от практического опыта и
появились там и тогда, куда и когда проникал своим трудом человек. Мифы не
придумываются – они рождаются самой жизнью человека и умирают, когда жизнь
прекращается, или же становятся поэтическими аллегориями, символами. Славянские
сказки и былички, несмотря на то, что они записаны в более позднее время,
своими корнями уходят в далекое прошлое. Сквозь густой слой поздней бытовой
реальности в них проглядывают глубоко архаические мотивы и первоначальные
мифологические сюжеты. На экране
возникают силуэты двух фигур в славянских одеждах, стоящих на скале и
встречающих восход солнца. Изображение приближается, и мы видим открытые
светлые лица и ясные глаза – глаза наших предков. Далее на экране
возникает надпись в славянском стиле «Продолжение следует». В записи вновь
звучит шум листвы, пение птиц и где-то вдали слышны голоса людей. |
|
Всего комментариев: 0 | |