08:43 ПРАЗДНИК КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ «От Даждьбога до Ярилы» |
Действующие лица: древние языческие боги: Боян (сказитель),Сварог,
Даждьбог, Стрибуг, Перун, Мукошь, Лада, Лель, Велес, Ярило, Соловей-разбойник,
ведущий.
Звучит музыка
русских композиторов, выходит ведущий, одетый в славянский костюм.
Ведущий. Знаете ли вы, ребята, почему наша религия называется
христианской? Это религия единобожия.
Христианство существует на Руси более 2000 лет, а до него было распространено
язычество, то есть поклонение многим богам – многобожие. Сегодня к нам пришли
лишь самые главные языческие боги. Их статуи, которые назывались кумиры, идолы,
стояли везде, где жили славяне.
Ведущий. Во времена древнейшие, славянские, Когда природа была
высшим божеством, Костры горели. Волю
христианскую Спешили выполнить
князья племён. Стонала Русь, слезами
умывалась, Но как монарха волю не
принять? Русь с идолами
навсегда прощалась, Чтобы Христа вовеки
прославлять. Послушайте рассказ о
богах древних. Певец Боян – гусляр и прославитель Героев доблестных
родной земли. Он перед вами: лента в
волосах, Слова волшебной песни
на устах. Перстами шевелит живые
струны, Слагает героические
руны.
Ведущий
представляет Бояна. Боян (волосы на
прямой пробор, схвачены лентой с именем; одет в яркую рубаху с широкими
рукавами; в руках гусли).
Ведущий: Боян – от слова баять, говорить. Это легендарный певец
и поэт, гусляр и сказитель древности. Боян был один из немногих, кто умел
слышать пророчества волшебной птицы Гамаюн, ему напевала волшебные сны другая
волшебная птица Алоност, он не убоялся песнопений третьей волшебницы Сирин.
Боян (под звуки гуслей). Да, я Боян, Велесов
внук, И мне подвластен
гуслей звук, Я понимаю птичий крик И ведаю звериный рык, Я слышу птицу Гамаюн, А птица та – пророк,
вещун. Боян и все
последующие участники после того, как скажут свои слова, садятся в круг или
уходят в зал.
Ведущий. А теперь поговорим о тех самых богах, которых воспел
Боян. Вот главное божество – Сварог. Сварог являлся владыкою небес. Выходит Сварог,
одетый в длинное белое одеяние, походка стремительная. Одежды развеваются.
Сварог. Вот я – славянский
олимпийский Зевс, Являлся я владыкою
небес. Я в песнях
человеческих прославлен. И над богами главным я
поставлен. Выходит Даждьбог (
короткие усы, борода, рубаха на плечах и груди в украшениях. На лбу лента с «драгоценными» камнями). А это сын мой –
солнечный Даждьбог, Он яснолик, как
утренний восток. Ключи от лета в связке
у него. Хранит он света
летнего тепло.
Даждьбог. Ещё люблю я свадеб
пышное веселье, И мило сердцу
моему людское земледелье.
Ведущий. Даждьбог – олицетворение солнца, наши предки верили,
что он покровительствует свадьбам и особенно благосклонен к жениху. Встречает
его на рассвете после бракосочетания.
Даждьбог. Я замыкаю зимний круг И отмыкаю двери лету, Я земледельца верный
друг, С ним вместе шествую
по свету.
Включается
фонограмма: шум, завывание ветра. (Для большего эффекта можно незаметно для
зрителей направить вентилятор на ведущего, он начнет прикрывать лицо руками,
как от сильного ветра.)
Ведущий. А теперь я приглашаю Стрибога, он, как вы уже поняли,
повелитель ветров. Стрибог с луком в
руках, на плечах лёгкий шарф, приколотый пряжкой.
Стрибог. Я – Стрибог – царь ветров, Добро я защитить всегда готов. И кто на Русь отважится
напасть, Моим буранам угодит он
прямо в пасть. Внуки-ветры быстры и
сильны, Опрокинут вражеские
челны. Соберутся в туче
дождевой, Поразят их
молнией-стрелой.
Тихо звучит
лирическая музыка русских композиторов. Ведущий. На горе в Киеве стояли кумиры Богов. Все они в
основном были сделаны из дерева, но один кумир был особенный. На его деревянном
туловище покоилась отлитая из серебра голова, из золота были его усы и уши,
ноги из железа. В руке он держал нечто, похожее на молнию, усыпанную
драгоценными камнями. Это был ещё один сын Сварога, любимец славян, особо ими
почитаемый Перун.
Перун (в серебряной маске, с молнией в руке). Любимец древних я
славян, Слагает песни обо мне
Боян. Я молний грозный
повелитель, Дождей и громов
управитель. Я ведаю дубравами
кудрявыми, Укрою от врага в них
мужа славного. С берега крутого я виден издали, Талисман славянской, праведной земли.
Ведущий. В 988 г., когда было введено христианство на Руси,
киевский князь Владимир, внук известной псковитянки Ольги, – повелел истребить
все кумиры. Перуну, как одному из главных богов, досталось больше всего. Его
статую привязали верёвками к коням и тащили по дороге через весь город.
Двенадцать молодцев шли рядом и били его палками. Затем статую бросили в воду,
а люди, не желавшие расставаться со своим любимым кумиром, бежали по берегу и
кричали: «Выдыбай, Боже!» («Выплывай, Боже!»), они ждали от него чуда. В Новгороде с Перуном
обошлись не менее жестоко, и он не удержался якобы от жалобы: «О, горе мне!
Вчера ещё почитали, а сегодня посрамляют!» Легенда гласит, что, когда его
бросили в реку, он поплыл против течения, потом бросил от себя палку и сказал:
«Жители новгородские, это оставляю вам в память мою». В том месте, где его
прибило к берегу, был построен Перунский монастырь.
Ведущий. А это самый любимый персонаж в славянской мифологии,
это Мокошь – мать – сыра–земля. Мокошь – пышные
волосы на прямой пробор, яркое цветастое платье, на голове венок, в руках
цветы, плоды.
Мокошь. Я – Мокошь всесильная, Мать – сыра–земля Щедра и обильна я, Моё тело – поля. Глазами-озёрами Я мир созерцаю, Полноводные реки Моё тело питают.
Ведущий. Язычники представляли Мокошь живым существом. Травы и
цветы казались им пышными волосами, каменные скалы – костями, кровью, корни деревья – жилами. Она как живое
существо плакала, стонала, гневалась (землетрясения, извержения вулканов),
спала, просыпалась (зима, весна). Словно к истинной
матери прибегал к ней человек во всякую пору жизни и сложил о ней сказки,
пословицы, приметы. Какие приметы вы
знаете, ребята? Горсть родной земли поможет на чужбине, «земля пухом» в
вечности, поклоны до земли и т. д. Ребята, а сейчас я
предлагаю вам отдохнуть, повеселиться и заодно познакомиться с одним из видов
фольклора – игрой. Древние игры
представляли собой целый спектакль, где каждый знал свою роль. И г р а называется «Роща растёт». В этой игре все
становятся в круг и двигаются то в одну, то в другую сторону с такой песней: Пойдём-ка мы поутру Рощу смотреть! Пойдём-ка мы поутру Зелёную смотреть! Велика ли наша роща Выросла? Велика ли зелёная Повыросла? Вот наша роща Этакая! Наша зелёная Вот этакая! При словах «Вот
этакая» все нагибаются и показывают руками, какая роща, совсем ещё невысокая, –
галке до макушки, зайке по горлышко! Показали, потом
поднялись и снова запели: Пойдём-ка мы поутру Рощу смотреть... И так поют песенку
до конца. А как дойдут до слов «Вот этакая», снова показывают руками высоту
рощи. В этот раз она стала повыше – лисица в ней спрячется, волк укроется… А
ребятам-игрокам она по пояс. Как покажут, снова
идут хороводом и поют. Пойдём-ка мы поутру Рощу смотреть... И опять всю песенку
до конца поют, а при словах «Вот этакая» снова покажут, как высока роща: теперь
всем она по самый подбородок! После повторения
песенки – «по макушку». А потом надо
поднять руки над головой, показать, какая высокая стала роща: выше головы. И, наконец, она
стала такая высокая, что, показывая её высоту, надо подскочить. А подскакивая,
поют: Вот наша роща Этакая! Наша зелёная Вот этакая! Подскакивают и
повторяют эти слова до тех пор, пока не устанут. На этом игра
кончается.
|
|
Всего комментариев: 0 | |