12:06 БЫТ И ТРУД СЛАВЯН |
Быт и труд
славян Помещение, где проводится данное мероприятие,
представляет из себя импровизированный музей. Здесь мы видим иллюстрации,
отражающие жизнь славянских поселений, предметы быта, труда, одежду. Одна из
частей помещения, где проходит программа, оборудована в виде жилища славян. На
площадке появляется ведущий. Ведущий. Добрый день, уважаемые
любители и знатоки русской истории. Сегодняшняя наша встреча обещает быть
необыкновенно интересной, так как мы с вами очутимся в гостях у наших предков –
славян, увидим, где и как они жили, чем занимались и как трудились. Итак,
немножечко фантазии и воображения, и мы вместе с ребятами из фольклорного
ансамбля перенесемся в древние и далекие от нас времена. Нам с вами предстоит
экскурсия по воображаемому музею славянской культуры. Раз, два, три!
Приготовились! Настроились! Мы начинаем! Идет выступление фольклорного ансамбля. Далее
демонстрируются на панорамном цилиндрическом табло славянские постройки. Ведущий. Ну, что ж, друзья, вот
мы с вами и очутились в музее славянской культуры. И перед вами теперь уже не
просто ведущий программы, а экскурсовод. (Делает легкий поклон головой.) В древности каждый человек строил жилье
для себя и своей семьи сам, – если требовалось, на помощь звали родственников,
соседей и друзей. Древние племена лесной зоны строили дома и
священные храмы таким образом, что внутри помещения оказывались живые деревья.
Дерево, растущее внутри дома, было для славян зримым воплощением Мирового
Древа, связывающего Вселенную и все девять небес. Ассистенты ведущего-экскурсовода демонстрируют
иллюстрацию. Экскурсовод (продолжает).
Языческая символика при этом часто дополнялась христианской иконкой, которая
прикреплялась к дереву. Иногда вместо дерева славяне ставили деревянный крест.
Согласно христианской традиции, Голгофа, где Иисус Христос принял муки,
является центром Вселенной, здесь же, по преданию, был сотворен и впоследствии
похоронен Адам. Голгофа, по преданиям, как «вершина мира» не была залита водой
во время Всемирного потопа. А стало быть, крест, возводимый на месте будущего
дома, нес ту же смысловую нагрузку, что и Мировое Древо у язычников. Человек
собирался создавать Вселенную – маленькую, «домашнюю», но вполне настоящую, – и
ее следовало должным образом «урядить». Ассистенты демонстрируют иллюстрацию. Далее
исполняется номер танцевального коллектива, посвященный священному Мировому
Древу. Экскурсовод. Очень часто Боги
говорили с людьми через свои священные изображения, в том числе указывали
места, пригодные для поселений. Вот так поступали на Русском Севере
христиане-новго-родцы, пришедшие осваивать неведомые места: пускали по реке
принесенную с собой икону. Где прибьет ее к берегу, там деревне и быть. Собираясь закладывать новую деревню, уже в
христианские времена славяне нередко запрягали в сани молодого «неезженного»
жеребца и, усердно помолясь, отправлялись с ним в лес. Там в сани грузили
первое подходящее строевое дерево, после чего жеребцу позволяли идти, куда ему
вздумается. Где он останавливался, можно было селиться. В частности, так
выбирали место для церкви, хотя при внимательном рассмотрении все элементы
обряда, кроме молитв, оказываются чисто языческими. Здесь и мистическое
значение всего «самого первого» (впервые запряженный конь, первое дерево) и
непременно сани. Кстати, если на месте остановки коня в самом деле закладывали
сруб, привезенное «самое первое» дерево устанавливали посередине будущего
здания. После данного рассказа ведущего-экскурсовода
инсценируется вышеуказанный момент при помощи имитации лошади (используется или
лошадка на палочке, или накидывается попона на двоих человек, на первого
человека одевается голова лошади). Далее ассистенты ведущего-экскурсовода вновь
раскручивают панорамное табло, на котором в этот раз мы видим различные жилые
славянские постройки. Экскурсовод. Какой же дом для себя и
своей семьи строил наш прапрадед, живший тысячу лет назад? Это, в первую очередь, зависело от того,
где он жил, к какому племени принадлежал. Ведь даже теперь, побывав в деревнях
на севере и на юге Европейской России, нельзя не заметить разницы в типе жилищ,
на севере это – деревянная рубленная изба, на юге – хата-мазанка. Демонстрируются иллюстрации. Экскурсовод. Полуземляночное жилище
древних славян обычно имело квадратную форму. Древнейшие славянские
полуземлянки – почти все исключительно срубные. Вход в полуземлянку располагался с южной
стороны. Полы были земляные, утоптанные. Древнеславянская полуземлянка «выбиралась»
из-под земли в течении многих веков, постепенно превращаясь в наземную хату
славянского юга. Демонстрируются иллюстрации. Главным инструментом российского плотника
до недавних времен оставался топор, пила в деревянном строительстве появляется
значительно позднее. Исполняется танец-картинка «Российские плотники –
чудо-работники». Участники хореографического ансамбля в танце показывают
строительство славянской избы. Экскурсовод. Существует несколько
видов славянских построек. Давайте с ними познакомимся! Те, кому приходилось бывать на Украине,
наверняка обращали внимание на слово «будинок», что означает «дом». Через общие
славянские корни оно родственно русскому «будка» – небольшая легкая постройка
специального назначения (будка часового, сторожа). Демонстрируется иллюстрация. Экскурсовод (продолжает). А
вот с «избой» – опять сложности и разногласия. Слово «изба» употребляется в
русских летописях, начиная с древнейших времен. Очевидна связь этого термина с
глаголами «топить», «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое
строение. Демонстрируется иллюстрация. Экскурсовод (продолжает).
Слово «хоромы», согласно словарю С. И. Ожегова, «в старину на Руси: большой
жилой дом богатого владельца». Слово «хоромы» и «храм» – близкородственные
слова. Демонстрируется иллюстрация. Экскурсовод (продолжает).
Испытывая безопасность жилья, человек оказывался в доме последним. Следующие слова экскурсовода подкрепляются
слайдами или иллюстрациями. Экскурсовод. На первую ночь в новом
доме закрывали кота с кошкой. На вторую – петуха с курицей. На третью –
поросенка. На четвертую – овцу. На пятую – корову. На шестую – лошадь. И
только на седьмую ночь в дом решался войти и заночевать человек – и то
лишь в том случае, если все животные наутро оставались живы, веселы и здоровы.
Иначе – «хоть перекладывай «избу», не то «жизни не будет». И даже в городском
обиходе сохранилось поверье: въезжая в новую квартиру, следует пустить вперед
себя кошку. Далее инсценируется обряд
входа в новый дом. Обряд заключается в
следующем. На площадку ставят декорацию открытой двери в жилище. Бросают клубок
из ниток в нее. Далее, держась за эту нить, через порог переступает глава
семейства, а затем за эту нить он «втаскивает» прочих новоселов по старшинству. Экскурсовод (поясняет суть
данного обряда). Смысл здесь заключается в следующем: люди собираются
осваивать новый неизведанный мир. А как известно, попасть в «мир иной» –
небесный или подземный – можно лишь по Мировому Древу. Оно как раз и замещается
в данном случае веревкой или нитью. Далее следует номер в исполнении
хореографического коллектива «Славянское новоселье». Здесь присутствуют и
хозяева, и гости. В танце показано буйное веселье славян. Экскурсовод. Стол у славян называли
Божьей ладонью: категорически запрещалось бить по нему кулаком. Не давали и
влезать на стол домашним животным и «глупым» младенцам, «которые» его, чего
доброго, еще осквернят. И если теперь с новоселами пируют друзья,
сослуживцы, те, кто помогал с переездом, то раньше это была в основном родня.
Приходили к столу не с пустыми руками: все несли хлеб-соль, чтобы он никогда не
переводился, чтобы не оскудела Божья ладонь. Также необходимыми атрибутами
славянского жилища были скамья, лавка и печь. Также в каждом славянском жилище
присутствовал «красный угол», на котором мы остановимся подробнее. Демонстрируется иллюстративная панорама «красных
углов» в славянском жилище. Экскурсовод. Название «красный угол»
(он же «большой», «святой», «Божий» и т. д.) слышали все. Поиски «красного
угла» нужно начинать, как говорится, «от печки». Красный угол располагался по диагонали от
печи, то есть в южной или в юго-восточной части помещения. Это был Божий угол,
где располагались святые изображения. Он охранял дом от темных сил, сил зла. А
теперь мы с вами переносимся в славянский город! На экране демонстрируется видеоряд о славянском
городе. Экскурсовод. Когда в славянской
среде усилилось имущественное расслоение, для защиты от жадных соседей возникли
профессиональные воинские объединения – дружины. Соответственно, начали расти и
укрепления, расположенные в труднодоступных местах. Часто для этой цели служили
«останцы» – высокие мысы, круто обрывавшиеся в реку. Со стороны поля и леса их
огораживали земляным валом и рвом. В языке древних славян «городить,
городити» значило «огораживать», а стало быть, «городом» именовалось «то, что
огорожено», также сама ограда – тын, крепостная стена, линия укреплений. Все в славянских городах было подчинено
племенным нуждам: в крепости помещались святилище, площадка для народных
собраний и кладбище, а ремесленники обслуживали в первую очередь ближнюю округу.
Со временем, при благоприятных условиях, юные города перерастали племенные
рамки, приобретали общерусское и даже мировое значение. Если же условий не
было, город как бы останавливался в росте, а иногда попросту хирел, превращаясь
в обычное сельское поселение, либо исчезал вовсе, становясь городищем. Такова,
например, история племенного центра древлян – города Искоростень. Конечно, древнерусские города редко
возникали «в чистом виде» как племенной центр или торговый пункт: обычно
действовало много факторов сразу. Но, так или иначе, к VIII–IX вв.
небольшие городки, расположенные по высоким местам, хорошо укрепленные
земляными и деревянными стенами, превратились в неотъемлемую черту ландшафта
всех восточнославянских земель, на севере и юге. Легко представить себе, какое
сильное впечатление производили эти основательные, населенные талантливыми
ремесленниками и отчаянными воинами крепости на путешествовавших по нашим рекам
скандинавских викингов – воителей и торговцев. Не зря они прозвали страну
восточных славян «Гардарики» – «Страна
Городов». С поправкой на древний смысл слова «город» (и родственного ему через
общие корни скандинавского «гард»), это название на современный язык
переводится как «Страна Крепостей». В записи слышен шум славянского города, и мы при
помощи музыкальной, пластической, театрализованной картинки «Город мастеров»
переносимся на площадь, в центр данного поселения. На площади одни за другими
появляются мастеровые и в пластике изображают древних славян. Это и ткачи, и
кузнецы, и плотники, и торговцы, и мельники и прочие мастера славянского
поселения. Их пластические миниатюры перемежает выступление фольклорного
ансамбля, исполняющего славянские песни, которые посвящены труду. В финале
данного номера на площадке группируются все славянские мастеровые и замирают в
стоп-кадре. Экскурсовод (после номера). А
теперь нам предстоит познакомиться с древнеславянским родом. Из кого же он
все-таки состоял? В историческую эпоху главой семейной общины чаще всего уже
был мужчина. У русских он называется «большак», «набольшой», «старшой» и
т. д. У южных славян это «домачин», «домакин», «господарь», «главатарь» и
т. п. Непременной спутницей «большака» была
«большуха» («старшая») – главная женщина в доме. Она заправляла хозяйством в
доме и вообще всем, чем ведали женщины. И в этой сфере большак без ее согласия
не мог ничем распоряжаться! Почет и уважение к большухе было прямым
наследием матриархата. После смерти мужа большуха нередко
становилась главой рода – даже при наличии взрослых сыновей, имеющих свои
семьи. Порою передача власти происходила и при жизни большака. Случалось и так,
что семью возглавляла незамужняя девушка – были бы сметка да ум. Большак и большуха в древности не были
самовластными правителями семьи. Они осуществляли лишь исполнительную власть.
При этом глава семьи был первым работником и в любом деле показывал пример.
Важнейшие же вопросы, касающиеся хозяйственной деятельности и личной жизни
членов рода, обсуждали и решали на семейном совете, этот совет и был высшей
властью в семье. На совете мужчины и женщины имели равное право голоса, и
весомость каждого голоса определялась лишь мерой личного авторитета. В таком роду невозможно вообразить себе ни
всеми забытых стариков, ни покинутых детей. Все дети, мальчики и девочки,
находились сперва под присмотром женщин, а по достижении определенного возраста
мальчики поступали под опеку главы семьи, а девочка же – в ведение большухи. Каждый новорожденный непременно проходил
обряды принятия в семью. Но зато, пройдя их, он становился членом накрепко
спаянного коллектива, из которого его могли вырвать только чрезвычайные
обстоятельства. В записи звучит народная музыка, на площадке
появляются чтецы, они исполняют небольшой литературно-музыкальный монтаж на
славянскую тематику. Костюмированы они в славянском стиле. 1-й чтец. Изба – святилище земли С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем. 2-й чтец. На грядке веников ряды – Душа берез зеленоустых… От звезд до луковой гряды Все в вещем шепоте и хрустах. 3-й чтец. Земля, как старище-рыбак, Сплетает облачные сети, Чтоб уловить загробный мрак Глухонемых тысячелетий. 4-й чтец. Провижу я: как в вирше
сом, Заплещет мгла в мужицкой длани, Золотобревный отчий дом Засолнцевеет на поляне. 1 и 2-й чтецы (вместе).
Пшеничный колос-исполин Двор осенит целящей тенью… 3 и 4-й чтецы (вместе). Не ты
ль, мой брат, жених и сын, Укажешь путь к преображенью? 1-й чтец. Изба – питательница слов
– Тебя взрастила не напрасно… 2-й чтец. Для русских сел и
городов Ты станешь Радуницей Красной. 3-й чтец. Так не забудь, запечный
рай, Где хорошо любить и плакать! 4-й чтец. Тебе на путь, на вечный
май, Сплетаю стих – матерый лапоть. Музыка звучит громче, на экране демонстрируется
видеоряд с российской природой и поселениями. Далее на площадке появляется
ведущий-экскурсовод. Он предлагает вниманию зрителей театр моды «Мы –
славянского рода-племени». Театр моды демонстрирует воссоздание нарядов древних
славян по разделам: 1. Детская одежда (длинная полотняная
рубаха, пояски, украшения для волос для девочек, поясные украшения –
подвески-бубенчики, лапти). 2. Женская одежда (сорочка, браслеты,
опояска, понева, поршни, башмаки, венчики, венцы, повязки, кики и т. д.). 3. Мужская одежда (косоворотка, рубаха,
штаны, онучи, лапти, сапоги, пояса, шапки и т. д.). Данным показом театра моды заканчивается
это мероприятие. Хочется посоветовать организаторам
праздника при подготовке использовать следующие книги: 1. Семенова, М. Мы – славяне. – СПб.:
Азбука, 1998. 2. Сказания древних славян:
сборник. – СПб.: Респекс, 1998. Данная литература
поможет при подготовке мероприятия не только информационно, но и иллюстративно. |
|
Всего комментариев: 0 | |