Суббота, 11.05.2024, 00:55
Главная » 2015 » Май » 18 » ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ КАК ФЕНОМЕН ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
07:05
ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ КАК ФЕНОМЕН ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ


 

Существует весьма распространенное мнение, что задача школы – дать знания, развить умения и организовать деятельность, основанную на том, что знает и умеет школьник. Нам кажется, есть еще один элемент, роль которого в школьной жизни огромна, – это отношение к тому, что знаешь, умеешь и делаешь.

Что  происходит  со  знаниями? Они растут: у одних – быстро, у других – не очень. Умения развиваются: во втором классе могут больше, чем в первом; в одиннадцатом – больше, чем в девятом. С отношением – сложнее. Оно не растет и не убывает – оно меняется, меняется порой быстро и непредсказуемо. Восторг и радостное потрясение, которые испытал сегодня, завтра могут уйти, и все станет привычным, ожидаемым, нормальным. За ощущением предсказуемости последует безразличие, затем раздражение, а если представить самое худшее, то и отвращение. Впрочем, такой ряд вовсе не закономерен: любое состояние может оказаться переломным, и безразличие снова станет сначала заинтересованностью, а затем восторгом.

В групповой психологии и социологии есть теории, утверждающие, что смена отношений, их цикличность закономерны и что этот феномен можно скорее учитывать, нежели влиять на него. Мы принимаем эту точку зрения лишь частично, утверждая, что в школе влиять на отношение возможно. Более того, на самой идее такого целенаправленного влияния – создании «восторженно-фантастического» из «нормально-обыденного» – можно построить Школьный  Год. Мы говорим «школьный», а не «учебный», потому что время с сентября до июня считаем временем жизни школы. Ну, а жизнь, как известно, состоит из событий и отношения к этим событиям. Поэтому наша идея и заключалась в том, чтобы в жизни Школы появились события, которые приносили бы их участникам радость «здесь и сейчас» и давали бы надежду на то, что эта радость повторится. Так, собственно, и появился «Годовой Круг Праздников и Традиций». Сегодня, когда ему уже больше 9 лет, мы возьмем на себя смелость рассказать из чего, по нашему мнению, складывается Праздник, как и для чего возникает школьная Традиция.

«Годовой Круг Праздников и Традиций» представляет собой комплексный педагогический прием, основная идея которого – непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий и дел, наполнение школьной жизни устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе. При этом мы говорим «круг», подчеркивая непрерывность, логическую обусловленность, связанность происходящих событий, а не ограниченность выбора возможных форм и идей. Поэтому в практике нескольких лет «Годовой круг...» может представлять собой спираль, концентрические или пересекающиеся окружности. Мы отдаем себе отчет в том, что это положение, мягко говоря, уязвимо с точки зрения элементарной школьной геометрии, но тем не менее, решили воспользоваться именно такими примерами.

В этом смысле о спирали можно говорить, когда сами праздники из года в год остаются теми же (и по календарю, и по основной идее), но каждый из них получает развитие, становится интереснее, дополняется новыми сюжетными ходами и жанрами. Так, «1 Сентября» в гимназии № 56 проходит традиционно в жанре театрализованного представления – на сцене и со зрительным залом. Идея же такого представления каждый год новая, да и возможностей для режиссуры и театрализации становится больше, ведь сценическая практика позволяет если и не развить, то хотя бы выявить актерские способности практически у любого учителя. То же происходит и с Новым Годом. От традиционной «Елки» для малышей и дискотеки для старших (традиционной – не значит плохо организованной!) к общешкольному «карнавалу», от него к карнавалу театрализованному и еще дальше – к идее множества одновременно существующих классных «миров» (географических, гастрономических, литературных и т. д.), по-прежнему объединенных идеей Нового Года, Театра и Карнавала.

Сравнение «Годового Круга» с концентрическими окружностями позволяет понять, каким образом школьная жизнь обогащается новыми событиями, сохраняя и те, которые стали для нее традиционными. Помните «кольца роста» на срезе ствола дерева? Общий центр, основная идея «Годового Круга» сохраняются, но то количество школьных праздников и событий, которые состоялись в прошлом году, в этом уже кажется недостаточным. У нас в школе таким центром является объединенная идея Творчества и Успеха. А поскольку с каждым годом и то и другое мы понимаем все шире и шире, круга когда-то определенных творческих форм и «ситуаций Успеха» уже не хватает и «Годовой Круг» становится шире, оставаясь по-прежнему центрированным на двух названных идеях.

Наконец, «Годовой Круг» можно строить как несколько пересекающихся окружностей, когда каждый год выбирается новый центр построения. Такой способ организации Круга – антитеза процесса становления и развития традиций, но и он (как, впрочем, и любое творчество) имеет право на существование. Общей в этом случае остается лишь сама идея круга, т. е. принцип последовательности и равномерности распределения праздников и событий в течение школьного года. Здесь, правда, надо сделать оговорку: при любых, даже самых радикальных изменениях в логике построения круга, «1 Сентября» и «Последний Звонок» в нем, пожалуй, все-таки останутся. (Абсолютной уверенности и здесь быть не может, поскольку, во-первых, творчество – штука непредсказуемая, а во-вторых, сознательное и постоянное нарушение сложившихся традиций тоже может стать традиционной практикой).

Итак, «Годовой Круг Праздников и Традиций», будучи организованным на любом из описанных принципов, в нашем понимании все-таки состоит из праздников и традиций. И прежде чем представить заинтересованному читателю примеры школьных событий, которые, на наш взгляд, состоялись как Праздники, попробуем определить, из чего складывается любой праздник и каковы условия его успешности.

Праздники бывают разными... Традиционными и неожиданными, общенародными и семейными, взрослыми и детскими, наконец. Любой праздник может оказаться удивительным событием или скучным мероприятием. Может оказаться или оказывается, потому что...? Кто-то скажет: ну, какие тут могут быть объяснения? Праздник – это состояние души, «единица счастья», и, если мы будем его проектировать или анализировать, он исчезнет, превратится в методический набор «праздничных мероприятий». Согласиться с этим можно лишь отчасти. Да, любой праздник это, несомненно, «состояние души». Но ведь это состояние не возникает из ничего, оно всегда связано с нашей или чьей-то деятельностью, событиями. Эти события мы ожидаем, к ним готовимся, в них участвуем, а затем вспоминаем (с радостью, сожалением, а может, и стыдом) о том, что было.

Праздник наряду с игрой является одним из древнейших феноменов социальной жизни человека, частью общечеловеческой культуры. Потребность в празднике – это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Собственно, превращение радости из «своей» в «общую» и создает праздник, умножает радостное переживание за счет сопереживания других (или хотя бы другого), делает его общим.

Будучи явлением сложным (как с точки зрения организации, так и описания), любой праздник состоит из множества составляющих:

· Устойчивые (структурные) элементы: участники и повод/тема. Вряд ли необходимость их наличия вызывает у кого-либо сомнения. Подчеркнем лишь, что именно тема определяет общее содержание праздника.

· Формообразующие элементы-символы: елка (в самом прямом, вернее, высоком (и зеленом) смысле этого слова), ленточка с ножницами, звонок, торт со свечами. Элементы-символы не обязательно вещественны. Например, устойчивым элементом-символом является торжественная речь руководителя на открытии или закрытии чего-либо, общая песня,  парад участников и т. д. Элементы эти, разумеется, узнаваемы, но не универсальны.

· Новые «авторские» элементы, связанные как с организацией, так и с содержанием праздника: несколько лет подряд праздник «День Подарков Просто Так» начинался в школьном вестибюле, где тех, кто входил в школу, встречал... учительский «духовой оркестр» (кавычки в данном случае необходимы, поскольку все музыканты играли под фонограмму, правда, настолько азартно и убедительно, что слушатели не столько слушали, сколько смотрели).

Вернемся к теме праздника, поскольку именно она определяет содержание того, что происходит. Выбор подходящего повода является часто залогом успеха праздника. Такой повод/тема определяется, как правило:

· устойчивыми общепринятыми традициями (Новый Год, 8 Марта, 1 Сентября, окончание школы и т. д.);

· желанием выразить уважение, любовь, симпатию, признание (день рождения, юбилей, встреча, проводы, поздравление с наградой, успехом, достижением). При этом адресовать все эти прекрасные чувства можно не только конкретному человеку, но и школе, творческому коллективу, всем, кто успешно закончил учебный год и т. д.;

· фантазией организаторов и участников («День Подарков Просто Так», «День Весны», «Первый снег», «Встреча Белых ночей», «Праздник Школьной Тетради», «1000-й урок»; как вы понимаете, возможный перечень безграничен).

Придумывая, организуя и проводя праздник, имеет смысл опираться на устойчивые элементы, которые могут стать основой формы праздничного действия:

· Церемониал. Торжественная церемония (награждения, вручения, открытия, закрытия и т. д.) – это уже праздник. Надо лишь четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль оформления  (расстановка участников – это тоже стиль), интонация и язык ведущего (кстати, торжественность – это вовсе не обязательно серьезность), темп.

· Театрализация. Речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основное условие театрализации – это не сцена, как думают многие, а наличие сюжетного хода, игровой пружины – «конфликта», игровых ролей (не функций, а именно, ролей, которые дают возможность создать образ, воплотить замысел режиссера и сценариста).

· Импровизация. Она может стать основой формы праздника, построенной на сюрпризе, «чуде», непредсказуемости сюжетного поворота.

· Атмосфера приподнятости, возбуждения, которая одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной  атмосферы является и то, что праздник, участниками которого мы оказались, переживается нами как бы на разных уровнях: «с собой», «с другими участниками», «с теми, кто не был» (через рассказ). Кстати, активное неформальное обсуждение праздника – это весьма объективная диагностика его успешности. О создании праздничной атмосферы речь и пойдет ниже.

В рассуждениях о празднике ключевым словом является слово «радость». Нам кажется, что идеальный, «состоявшийся» праздник всегда объединяет общей радостью тех, кто имеет к нему отношение (на уровне организации, участия, зрительского сопереживания, хотя эти роли подчас невозможно разделить). Причем радость эта как бы сквозная:  мы ее ожидаем,  испытываем и вспоминаем о ней.

Состояние «ожидания успеха, радости» – явление уникальное. Часто внутренний праздник начинается задолго до того, как начинается собственно «праздничное действо». Так, ребенок ждет дня рождения или Нового Года, и у многих детей эмоциональный пик наступает не утром, когда появляются подарки, а вечером, когда завтрашний день еще только представляется, но уже во всем своем блеске и великолепии. «Ожидание радости» – это надежда на то, что все случится именно так, как ты хочешь, или даже лучше, ярче, веселее и удивительнее. Нам кажется, что состояние «ожидания радости» можно создавать и в себе, и в других. Между прочим, в Америке принято репетировать свадебную церемонию, и, как говорят, это только добавляет ей торжественности. Все дело в том, что к празднику, тем более к общему, надо готовиться не только организационно,  но и эмоционально. Рассказывать про технологию такой эмоциональной подготовки мы не будем, тем более, что никаких готовых рецептов здесь нет. Скажем одно: если вы хотите, чтобы праздник «состоялся» эмоционально, а именно общие положительные эмоции способны превратить сценарий или идею в радостное событие, хорошее, приподнятое настроение должно быть у всех, кто имеет к празднику отношение еще до его начала. Такое состояние можно обозначить очень емким словом «кураж». У актеров, например, кураж является частью профессионального мастерства, а хороший тамада (говорят, правда, что плохим тамада быть не может, тогда это не тамада, а председатель собрания или собутыльник) может передать собственный кураж всем, кто сидит за столом, и именно так превратить застолье в праздник. Созданное еще до начала праздника приподнятое настроение во многом, если не целиком, определит его атмосферу. Ведь в зависимости от общего настроения даже сценические шероховатости и организационные неувязки воспринимаются совершенно по-разному: как досадные «проколы» или как элементы импровизации. Правда, речь в этом случае идет именно о нюансах, а не о постоянных заметных «ляпах», возникающих из-за общей халтуры.

Итак, состояние «ожидания радости» – важнейшее условие успешности праздника. В этом смысле можно говорить о явлении «эмоционального резонанса», которое возникает, когда радостные ожидания совпадают с реально переживаемыми в ходе праздника чувствами. Именно в состоянии «эмоционального резонанса» рождаются крики «браво», «незапланированные» аплодисменты, желание спеть,  выступить, сделать то, что возможно только сейчас, в эту минуту – все делающее праздник праздником. Самое удивительное заключается в том, что,  несмотря  на, казалось бы, абсолютную невозможность предсказать совпадение чьих-то радостных ожиданий с тем, что будет происходить в действительности, «эмоциональный резонанс» можно программировать, создавая для этого определенные условия.

К таким условиям относятся:

· Активное участие всех в сюжете, интриге праздника. На этом, например, построен «Фестиваль Песни», «Последний Звонок» или «День Нептуна».

· Успех, или точнее, ситуации успеха и достижения, созданные в ходе праздника. При этом «успех» – это не обязательно победа в конкурсе или соревновании, это, скорее, радость, которую испытываешь ты, понимая, что за тебя (медалиста, победителя, талантливого человека) радуются другие.

· Возможность общения. Именно поэтому для удачного застолья важнее не то, что стоит на столе, а то, как сидят гости и есть ли им о чем разговаривать. По этой же причине организаторы торжественной церемонии (у нас это «Звездный Час» и «Ассамблея Достижений») стараются сделать так, чтобы у приглашенных на Церемонию была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части. Подчеркнем, что такое общение, несмотря на его неформальность, должно быть специально организовано, поскольку вести светские беседы, например, в гардеробе можно,  вероятно, только в одном случае – если это ваша собственная прихожая и вы решили продемонстрировать гостям коллекцию охотничьих трофеев на ее стенах.

Но вернемся к общей атмосфере праздника. Ее, как и «эмоциональный резонанс», можно целенаправленно создавать. Здесь, пожалуй, подойдет слово «катализатор», тем более, что химической терминологией мы еще не пользовались. Катализаторами, т. е. тем,  что оказывает положительное влияние на развитие праздника, на создание праздничной атмосферы могут стать:

· Погода. Разумеется, просто хорошая погода для праздника, который решили провести на улице, требуется всегда. Зимой – «мороз и солнце», летом – тепло и сухо, осень – хорошо бы «золотая», а весна – зеленая. Но ведь погода может стать и частью праздничного сюжета, конечно, лишь в том случае, если она допускает само пребывание вне помещения, не превращая задуманный
 
Категория: Мы начинаем год, | Просмотров: 304 | Добавил: vilovich9871 | Теги: дождем, холодом, мокрым снегом, жарой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]