Пятница, 10.05.2024, 20:15
Главная » 2015 » Май » 18 » ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ КАК ФЕНОМЕН ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ продолжение
07:01
ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ КАК ФЕНОМЕН ШКОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ продолжение


праздник в пытку жарой, холодом, дождем, мокрым снегом и т. д. Так капли дождя могут сделать прощание еще более грустным и даже лиричным, надо лишь, чтобы ассоциация «дождь – слезы – грусть» родилась у всех.

· Публика. Эффект аншлага известен, пожалуй, всем так же хорошо, как и эффект полупустого зала. Англичане, например, говорят, что футбольные болельщики полностью занимают стадион не потому, что ожидают интересный матч, а матч становится интересным, если стадион заполнен. (Кстати, даже самый обычный матч на первенство школы можно сделать праздником, организовав на нем живой, смешной комментарий.) Правда, надо учитывать и то, что публика может быть разной, и поэтому, если мы хотим сделать,  чтобы она стала участником действия, необходимо представлять ее себе очень хорошо, а иногда и корректировать в зависимости от состава публики стиль проведения праздника.

· Интерьер. Понятие «интерьер» в данном случае условно, поскольку речь может идти просто о наличии сценической площадки или месте на природе. Но если уж говорить об интерьере в традиционном его значении, то полезно помнить о том, что уровень торжественности церемонии, например, в большой степени зависит от выбранного для ее проведения интерьера.

· Время суток и время продолжительности действия. Как это ни странно, но и то и другое одновременно является и гигиенической (слишком поздно, утомительно долго) и художественной (затянуто, скомкано) категорией. Организовать дискотеку утром придет в голову лишь тому, кто накануне вечером проводил спортивный праздник.

· Стиль и общая эстетика. Как и в случае с выбором интерьера скажем, что подобранная музыкальная тема (не сам факт музыкального оформления, а именно тема, мелодия) часто и создает праздник. Сюда же относится общий стиль оформления помещения и одежды участников. Кстати, аккуратность (мебели, цветов, одежды, сцены, технического качества микрофонов и музыки) сама по себе уже является стилем, хотя, разумеется, это не означает, что аккуратно – это всегда художественно.

· Общий событийный контекст. Говоря проще, что в это время происходит в школе, в стране, в мире.

В целом, проектируя или оценивая любой праздник, следует ориентироваться на реализацию его четырех основных компонентов:

· организационного (есть ли план подготовки и проведения, и насколько успешно он реализуется);

· содержательного (какова общая идея, в чем состоит сценарный ход, есть ли написанный для данного праздника текст сценария);

· режиссерского/художественного (драматургическое воплощение);

· эмоционального (каковы ощущение и восприятие праздника участниками).

Как мы уже говорили, любой праздник может войти в «Годовой Круг Праздников и Традиций». В Советском Энциклопедическом словаре 1985 года сказано, что «традиция (от лат. «traditio» – передача) представляет собой элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. К традициям относятся в том числе, нормы поведения, идеи, обычаи, обряды и т. д. ... они способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре».

Наличием традиций в той или иной мере характеризуется любая социальная структура, но для школы их значение особенно велико.

Во-первых, они помогают создать в школе ощущение общепринятых условностей, приобщение к которым дает ученику и учителю чувство сопричастности к миру коллективных ценностей.

Во-вторых, сам факт непохожести, уникальности данной школы, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг школы общественное мнение переносятся на конкретных учеников и учителей. Примечательно, что этот «перенос» происходит как в отношении к ученику или учителю извне, так и в их самоощущении («я учусь/работаю в этой престижной, интересной, хорошей, уникальной и т. д. школе»).

Наконец, традиция – это не только зависимость от уже созданного, устоявшегося, т. е. определенный консерватизм, но и стимул к созданию нового, того, что еще только станет традиционным через некоторое время. При этом степень информированности учеников и их родителей о традициях школы является объективным показателем популярности этих традиций, а их продолжительность (устойчивость) и количество говорят о стабильности и уровне развития школьного коллектива.

Нам кажется, что представлять школьные традиции с помощью пары «да/нет» – «существуют/не существуют» не совсем верно. Традиции Школы – это не заданные сверху параметры, они живут со школой и характеризуются по меньшей мере пятью глаголами.  Если говорить о нашей школе, то в ней традиции:

– рождаются;

– закрепляются;

– развиваются;

– рушатся;

– воссоздаются.

При этом разрушение традиций далеко не всегда обусловлено регрессом школы. Вопрос в том, сохраняется ли опора на традиции в жизни школы в целом. А то, что одни традиции замещаются иными, может быть оправдано общей логикой развития.

Можно выделить несколько основных мотивов создания традиций:

· желание еще раз испытать успех, радость, эмоциональный подъем, достичь результата, повторив ту или иную, однажды удавшуюся форму деятельности. Так появились традиционные церемонии «Звездный Час» и «Ассамблея Достижений», поскольку и хорошие учителя, и хорошие ученики есть в школе каждый год и было бы странно отметить их успехи в этом году и искать новую, иную форму поощрения достижений в следующем году;

· желание исправить, улучшить, усовершенствовать то, что однажды уже было проведено, организовано, сделано;

· необходимость получить способ решения конкретной педагогической задачи (группы задач). Именно так возникла система ежегодных (осенних, зимних, а затем и весенних) выездов старшеклассников школы. Требовалось разрешить не одну, а именно группу задач. Целенаправленное и достаточно успешное развитие творческого потенциала школьников из социоклассов входило в противоречие с теснотой школьных  помещений,  отсутствием актового зала и, следовательно, невозможностью этот потенциал реализовать. Различные педагогические концепции работы с социо- и технико-ориентированными  классами могли привести (и начали приводить) к их разобщенности. Наконец, девятые классы оказывались в положении «изолированных», поскольку были уже слишком взрослыми для того, что делалось в средней школе, но формально не относились к старшей. В основном все эти проблемы оказалось возможным решить, создав традицию тематических творческих выездов.

И еще о традициях. Их можно разделить на три основные группы (не ради самого разделения, разумеется, а для того, чтобы эти три группы целенаправленно создавать):

· временные (календарные) – «Каждую весну мы...»; «Традиционно 1 Сентября проходит в форме...» и т. д.;

· организационные – «10 классы в нашей школе традиционно отвечают за...»; «По итогам серии открытых уроков мы обычно проводим...»; «Ведение журнала учителями традиционно проверяется...» и т. д.;

· ценностные – традиции внутренней культуры школы, духа сотрудничества и взаимодействия, этики отношений «ученики-ученики»; «ученики-учителя»; «учителя-родители»; «учителя-учителя»; «учителя-администрация». К этой же группе относятся традиции создания «школьного имиджа» (школьная форма, оформление классов и этажей, имидж учителей, культура  общешкольного застолья, классных чаепитий и праздников и др.).

Подводя итоги, назовем принципы построения и развития «Годового Круга Праздников и Традиций»:

· многоплановость целей, содержания и взаимосвязей, соединяющая:

– педагогическое и психологическое;

– организационное и художественное;

– реальное и условное (игровое);

· открытость, т. е. готовность (организационная и ценностная) к принятию нового; ориентация на участие в общем деле и развитие всех и каждого (одинаково плохо, когда ты «чужой» на чьем-то празднике, и когда созданный тобой и для тебя праздник кем-то испорчен);

· наличие педагогического сюжета и внутренней драматургии (в каждой четверти своя эмоциональная доминанта, а каждый из трех выездов характеризуется определенной степенью активного творческого участия школьников).

Заканчивая теоретические рассуждения, рискнем раскрыть, наверное, самое главное – «военную тайну» гимназии № 56. Что же лежало в основе всего того, о чем мы будем рассказывать далее? Это – создание эмоционально привлекательной школьной среды.

Среда обитания в нашем случае – школьная. Создание ее – главная, зачастую непонятая, и как следствие, недоступная пониманию часть нашей работы. Мы (это мы – значительно шире понятия «воспитательная служба») создаем неповторимую атмосферу бытия этой гимназии. Мы делаем погоду, мы берем на себя смелость определять мир, в котором комфортно жить и интересно учиться и созидать. Основные принципы стары как мир и в большинстве своем безумно просты, вопрос – в их выполнении, а не в их декларации:

Честно. Ложь – это тот бумеранг, который всегда возвращается и всегда беспощадно разрушителен. Детей обманывать нельзя: данные обещания должны быть выполнены, ответы на вопросы – найдены (фразы «этого я не знаю», «это мое личное мнение…» – тоже возможный вариант искреннего ответа).

Красиво. Человек, выросший в черно-белом мире, не напишет цветную картину; читающий плохие стихи, не напишет хороших. Примеры можно продолжать бесконечно. Вероятны крайне редкие исключения, но природа гениального – это особый случай для рассмотрения.

Успешно. Все знают утешительную формулу: «отрицательный результат – это тоже результат». В жизни всегда найдется место неудачам, а взрослый всегда может создать пару-тройку успехов ребенку, тем самым определив его удачный старт и самореализацию в дальнейшем.

Интересно взрослым. Именно взрослым, тогда это будет интересно и детям, с которыми эти взрослые работают. Это главное условие нашей собственной мотивации. Подробное освещение данного принципа, как и нашего отношения к «детоцентристской» педагогике, – предмет более подробного разговора, выходящего за смысловые рамки этого издания.

Целесообразно. Добиться задуманного результата можно либо беспрекословным тотальным подчинением (армейский вариант), либо полной осмысленностью действий, их безусловной необходимостью. Второе нам нравится значительно больше.

Ново. Всегда неожиданно, каждый праздник, каждое дело. Новый свет, новый звук, новый костюм, новый поворот событий.

Современно. Шагай в ногу со временем (компьютеры; музыка; все, что происходит в мире).

Понятно. Есть очень хороший педагогический анекдот. Мальчик спрашивает у отца: «Папа, а почему когда я кусаю яблоко, оно внутри сначала белое, а потом темнеет?» Отец подумал и говорит: «Видишь ли, сынок, в состав яблока входит железо, а в воздухе есть кислород. Атомы железа, взаимодействуя с атомами кислорода, вступают в реакцию, образуя оксид железа Fe2O3, придающий поверхности яблока ярко выраженный бурый цвет…». Мальчик вежливо слушал, а потом все-таки спросил: «Папа, а с кем это ты сейчас разговаривал?»

Надеемся, что мы будем вами поняты.

В данном пособии предлагаются сценарии праздников и материалы выездов, в разное время входивших в «Годовой Круг Праздников и Традиций» гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга. Наверное, можно согласиться с тем,  что текст сценария праздника скажет заинтересованным специалистам (т. е. вам) гораздо больше, чем просто рассуждения на тему о том, что такое праздник вообще, какова структура и художественная идея выезда, в чем их цели и задачи. Именно поэтому в диске вы найдете и рассуждения о том, что такое праздник, традиция, выезд вообще и конкретные сценарные тексты. И все-таки, нам кажется, что чужой опыт следует воспринимать не как руководство к воспроизводству этого опыта, а как источник идей для создания опыта собственного. Вот почему мы посчитали уместным поделиться с вами нашим «технологическим подходом» к написанию сценария, в данном случае на примере разработки идеи «Дня Рождения».


Категория: Мы начинаем год, | Просмотров: 313 | Добавил: vilovich9871 | Теги: дождем, холодом, мокрым снегом, жарой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]