16:03 ПРАЗДНИК ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА |
Последний Звонок противоречив и парадоксален уже в
самом названии. «Последний» – это итог, конец, финиш. «Звонок» – это сигнал к
началу чего-то нового, иного, чем раньше. Короче говоря, радостный праздник
прощания, светлая вера в почти невозможную будущую встречу и сжатая до
несколько минут финальной мелодии память о том, каким был Твой Выпускной Класс.
Не будем морочить голову доверчивому читателю и лукавить, утверждая, что
Последний Звонок мы начинаем готовить первого сентября. Если честно, то это не
так. Все начинается второго. И дело не в том, что мы, еще толком не начав
первую учебную четверть, уже ждем окончания четвертой, а исключительно в
потребности ответить на три главных вопроса любого учебного года: 1. Во что играть на осеннем выезде? 2. В чем соревноваться на выезде зимнем? 3. В каких обстоятельствах провожать на Последнем
Звонке выпускников? И еще один парадокс Последнего Звонка. Будучи,
пожалуй, самым романтичным школьным праздником, в нашем понимании он
представляет собой действие строго технологичное, подготовленное,
отрепетированное, одним словом, сделанное «от и до». Последний Звонок
традиционно проходит в театральном зале и уже поэтому предполагает сценическое
действие. Позволим себе напомнить, что сценическая редакция любого праздника
предусматривает, что этот праздник интересен не только участникам, но и
многочисленным зрителям. Поэтому: % Распределите
учителей между классами. Обычно процесс подготовки поздравлений пускают на самотек, а
в результате одного и того же учителя поздравляют все классы, в которых он
преподавал. В то же время его коллега, в силу производственных причин учивший
лишь один из выпускных классов, удостаивается короткого дежурного поздравления.
Возникает сразу много проблем: во-первых, учителя весьма ранимы и обидчивы,
во-вторых, страдает сюжетный ход праздника, рушится темпоритм. Кстати, о сюжетном ходе. Вечный вопрос при подготовке
Последнего Звонка: «Что важнее – детская самодеятельность или соблюдение
законов сцены и выбранного жанра?». Мы отдаем предпочтение второму, но
обеспечить это стараемся за счет первого. Иными словами, Последний Звонок не
готовится и проводится, а ставится и играется. Для этого у каждого выступающего
класса должен быть «художественный куратор» – взрослый, который поможет классу
поставить выступление на сцене и в сотрудничестве с другими кураторами
обеспечит художественную цельность всего действия. В нашей ситуации такой
взрослый – один из членов команды воспитательной службы. Говорим это для того,
чтобы не получилось, что «куратором» окажется сам классный руководитель.
Ситуация, в которой «именинник» сам печет себе торт и готовит подарки, кому-то,
может быть, и покажется трогательной, но, на наш взгляд, является грустной.
Следовательно, обеспечьте классы кураторами. Несколько слов еще об одном традиционном участнике
подобных действий – о десятиклассниках. Лучше (подчеркнем, не легче, а именно
лучше), если они поздравляют выпускников не по отдельности (10 «А» обращается к
11 «А», 10 «Б» – к 11 «Б» и т. д.), а все вместе. Поэтому на Последнем Звонке в
нашей школе вот уже несколько лет выступает сводный хор 10 классов. Экономьте
время праздника: сокращайте количество и повышайте качество выступлений. Последний Звонок – праздник, безусловно, романтичный,
душевный, а значит, предполагающий сюрпризы. Лучше, если обо всех сюрпризах вы
будете знать заранее. Поверьте, если это действительно «приятные сюрпризы», они
не станут менее интересны ни залу, ни исполнителям. Гораздо опаснее обратная
ситуация: какой-то класс целый месяц кормил
вас обещаниями о том, что они, дескать, «та-а-акое про химика придумали», что
все «ну, просто лягут на Последнем Звонке»!!! Во многом они оказались правы,
потому что, услышав «наш смешной и толстый дядя, пил в столовой Н2О
и т. д.» сначала «легли» за сценой вы, а потом на стол директора легло (и уже
без кавычек) заявление самого химика, который, как весьма точно заметили
юмористы-выпускники, хоть и был «смешным и толстым», но оставался при этом
человеком ранимым и обидчивым... Есть старое хорошее правило: лучший
экспромт – это подготовленный экспромт. Наш комментарий организаторам и так уже оказался
слишком объемным, но необходимо ответить на вопрос, который наверняка возник у
многих читателей: нужно ли включать так много взрослых в процесс постановки Последнего
Звонка? Не становятся ли одиннадцатиклассники послушными исполнителями
режиссерских замыслов взрослых дяденек и тетенек, которые так далеки от
подлинной романтики прощания со школой? Отвечаем: Последний Звонок – это не
«официальное мероприятие», а «Бенефис» выпускников. Напомним,
что бенефис организуется (вернее, ставится) В ЧЕСТЬ
артиста, ДЛЯ зрителей. Между прочим, и хорошая свадьба получается не только
тогда, когда невеста и жених любят друг друга, но тогда, когда их друзья и
родственники относятся к этому с пониманием и симпатией. Хорошей свадьбе всегда
предшествует подготовка, а на самой свадьбе работает тамада. Он знает правила
«застольных» постановок, чувствует аудиторию, и лучше, если заинтересован
происходящим как профессионал, а не как родственник жениха или невесты. & Поверьте, участвовать в действии (спектакле, игре,
празднике), которое удалось в целом, от начала до конца, значительно приятнее,
чем оказаться «звездой» его эпизода. Праздничную постановку делают успешной
все, а не каждый номер, эпизод, часть, сюжетная линия в отдельности. Не «тяните
одеяло на себя», но при этом будьте максималистами вдвойне – максимально
используйте свои талант, чувство юмора и желание сделать здорово, смешно,
красиво (недостающее вписать, но ничего не вычеркивать!) и также максимально
точно выполняйте то, что говорит постановщик, организатор, в общем – главный
режиссер. Да, этот человек не будет говорить прощальные слова школе, любимым
учителям, словом, чувствовать то же, что и вы. Но у него есть одно явное
преимущество – он «видит», представляет все действие целиком, выстраивает его
драматургию. А потому пытается в меру своих сил и таланта сделать так, чтобы в
финале праздника слезы на ваших глазах появились бы не от обиды за то, что все
оказалось скомканным, недоделанным, формально-банальным или, что еще хуже,
пошлым, а от той самой светлой грусти, неповторимость которой вы чувствуете, а
взрослые (простите, за это разделение) пытаются создать. % Отношения «организаторы–участники» в случае проведения Последнего
Звонка наиболее тонкие и, если хотите, деликатные из всех возможных вариантов
отношений при организации школьных праздников. С одной стороны – стремление
создать зрелищное шоу, с другой – желание высказать все, что хочется сказать.
Это трудно, но возможно.
Естественно, Последние Звонки звенели и будут звенеть всегда. Кратко скажем лишь про то, «о чем» были два
тех Последних Звонка. Скажем исключительно в надежде, что кто-то из читателей
воспримет наши идеи как основу сюжета, режиссерскую ассоциацию, ну, что там еще
свойственно творческим людям... И появится ВАШ праздник, праздник не «по
аналогии», а другой, может быть, даже лучше и глубже, чем наши давнишние
задумки. Так, один из этих Последних
Звонков был поставлен в обстоятельствах Шварцевской «Золушки» – речь Короля в
финале, классы – соседние сказочные королевства и т. д. Следующий Последний
Звонок прозвенел в обстоятельствах скорее даже не театральных, а музыкальных,
что, впрочем, только добавило ему лиризма и романтики. Это был праздник «прощания
с детством», каким бы банальным не казалось это определение. Мы попытались идти
от музыкального образа детства и школьных лет, соединив выступления классов
живыми песнями 60-х и 70-х. Было решено ставить Последний Звонок в конкретных
театральных обстоятельствах вокзала. Почему именно вокзал? Это довольно просто.
«Вокзальная» тема обладает большим количеством многоплановых ассоциаций:
уходящие поезда – это классы, проводники – классные руководители, начальник
вокзала – директор, есть еще и «багаж знаний», и «жизненный маршрут», и,
наконец, сам Последний Звонок как сигнал вокзального колокола об отправлении... |
|
Всего комментариев: 0 | |