15:50 «ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ» |
В ряду всего того, что происходило на Последнем Звонке в предыдущие годы, новое обстоятельство выглядело несколько странно. После романтики вокзала и порта, зрелищности театра мы решили отправиться в… библиотеку. Впрочем, при всей, казалось бы, невыигрышности ситуация библиотеки позволяет воспользоваться большим количеством метафор, сюжетов для тематических выступлений и поводов для острот. Библиотека – это ведь только обстоятельство, в котором главное – книги, романы, повести… с прологами, эпилогами, героями и «всем лучшим, чем мы им обязаны».
(Гаснет свет, мелодия «Лица», на экране слайд – «полки библиотеки».)
Л. Сегодня 22 мая ___ года. Вы смотрите на эту сцену и ищете подсказки. Порт? Вокзал? Театр? Но вы же знаете, мы с вами никогда не повторяем того, что было. Мы это помним. Сегодня – последний день работы школьной библиотеки. Вы прочитали в ней все, что могли, и даже кое-что из того, что хотели. Страницы, главы, тома, собрания сочинений... Вы читали чужие книги и писали собственные. Помните, «Мама мыла раму»? Это из первой главы. Потом вам было уже не остановиться – строчки, страницы, исписанные тетради, листки черновиков, пометки на полях, записки, письма. Каждый из вас – автор собственного собрания школьных сочинений. Последний Звонок – это последняя страница последней главы. Правда, впереди еще эпилог, который будет написан в июне, но все же главное уже создано. Об этом и разговор... Сегодня здесь будет то, что должно быть по замыслу авторов, – нас с вами. Мы не изменим ни слова, ни строчки. Вот она – наша школьная книга. Я сейчас просто открою последнюю главу, и мы вместе ее прочитаем. Вот хотя бы с этого места: (читает) «Последний Звонок в Школе. Судя по календарю, весна уже заканчивалась, но погода давала понять, что до лета еще далеко. Мы все сидели в зале, а потом на сцену вышла Майя Борисовна (директор) и сказала: «Мне всегда легко говорить 1 сентября и всегда трудно говорить в конце мая...» (На эти слова выходит М. Б. и начинает свое выступление с этих слов.) (М. Б. заканчивает свое выступление напоминанием о том, что сегодня все книги должны быть сданы.) Л. Что ж, довольно лирики – всем сдать книги! Начнем с учителей. Господа педагоги, я вас предупреждал. Вы могли сдать свои книги раньше и без лишних разговоров. Теперь вам придется делать это при всех. Записываю! Можете дочитывать на ходу. (Из-за кулис выходят учителя и встают к микрофону в очередь, уткнувшись в свои книги.) Учитель географии. Какая книга! Сколько лет читаю, а все как в первый раз. «Географический Атлас» называется. Я только одного не могу никак понять – Земля у нас круглая? Круглая. Глобус круглый? Круглый. Все правильно. А почему атлас плоский? Меня ученики спрашивают... А что я им должен отвечать? Что он древний? В общем, первого сентября я ее снова у вас возьму – буду думать... Учитель информатики. Значит так, возвращаю, что брал: «Брокгауз и Ефрон» – 50 томов, с приложениями. Большая Советская – 52 тома с поправками (поправки не мои). Теперь собрания сочинений – Толстой, Пушкин, Диккенс. Ну, и по мелочи: тут детективы – «Последний "глухарь" Слепого», «Лекарство для Бешеного», «Слепой стреляет без промаха», «Бандитский Крыжополь», «Унесенные Ветром» и продолжение «Занесенные снегом» и еще – карманная библиотека вора-карманника «Мокруха», «Кликуха», «Чернуха» и «Непруха» – это я не читал и читать не буду. Стереть не мог (достает компакт-диск) – записано на СD-ROM – не вырубишь топором. Учитель экономики. Книга интересная, но бесполезная – «Как украсть миллион». Кстати, в конце обещают продолжение «Где украсть миллион» – возьму в следующем году. Книгу «Экономика стран развитого социализма» я потерял. Принес равнозначную замену «Сборник анекдотов про Новых Русских». Читал и плакал... Учитель физкультуры. ... А говорили книг по физкультуре не бывает! Вот! Возвращаю – «Книга рекордов Гиннеса». Между прочим, хорошая методическая литература. Масса полезных упражнений и рекомендаций. В следующем году составлю авторскую программу. В конце концов, гимнастические у нас классы или нет? Психолог (в диалоге с самим собой): – Сдаете книжку? – Сдаю. – Интересная? – Очень интересная книга! Только послушайте! – Слушаю. – Каждый индивидуум стремится к обособлению ... в рамках отдельно выделенного социума. Каково? – Таково! (Л. забирает книжку.) Л. Начитаются чего ни попадя... психологи... (смотрит заглавие). Зигмунд Фрейд – «Раздвоение личности». Мне бы ваши проблемы... Учитель социотехнологии (молча подходит, смотрит, кладет на стол журнал «Playboy», поворачивается к микрофону). Ну, вы даете! Л. Выдаем (убирая журнал в стол). Только не всем выдаем. Учитель музыки. Нет, вы только послушайте, как это чудесно написано. (Поет.) Ля-ля-ля,.. а потом оркестр вступает – пум-трам-ра-рам. А конец мне не понравился – ну что это? Пум-пум и все! У меня дома есть другое издание, так там – пум-пум, тра-ля-рам-прам и в конце литавры – бац-бац. Вот это произведение! (Извиняясь.) Я всегда так увлекаюсь когда читаю – в транспорте все оборачиваются. Помните, в том сборнике на 8 странице... С. («подкрадываясь» сзади). Пум-пум-пум-бац-тра-ля-ля-ля. (Обращаясь к библиотекарю.) Библиотека работает? Л. Работает. Книги сдают, все как положено. За вами, между прочим, ничего не числится. С. Я как раз об этом. Хочу книгу взять, лучше несколько. У меня тут список – до лета надо прочитать. Л. А зимой-то вы что делали? С. Зимой я писал... Л. Сегодня взять уже ничего нельзя. Слышали распоряжение директора: последний срок сдачи книг 22 мая... С. Ну вот, чуть что – сразу Майя. А, если я сегодня возьму и сегодня же сдам, так можно? Л. Можно, но читать будете здесь. И учтите, до конца работы библиотеки полтора часа. С чего начнем? С. Дайте «Азбуку». Для разминки, надо кое-что вспомнить. Л. Похвально. Напоминаю, там все в алфавитном порядке. Что будет непонятно, спрашивайте. (С. садится за стол, параллельно из зала поднимаются первоклассники.) (Выступление первоклассников с «большими буквами».)
Ах, какой чудесный день! Будет очень здорово. Всех: и взрослых, и детей – Гимназистов города. Дружно поздравляем мы. Есть у нас Желания: Знать чуть больше, чем они (старшие классы), И достроить здание.
Йогурт кушай по утрам, Коль пришли экзамены. Лень давно забыть пора: Слушай мысли Мамины.
Не сейчас, издалека Вы Откройте истину И Последнего звонка Радость, грусть и искренность.
Старшеклассник, стань мудрей: Ты – лицо гимназии. Ты У самых У дверей Из страны Фантазии.
Храбро ты шагай вперед И Цени, что нажито. Что там будет через год, Никому не скажем мы.
Шепотом, приЩуря глаз, Молвим МЯГКО, ТВЕРДО: ВЫ – в ЭкзаменЫ сейчас, Мы – на Юг в походы.
«Я» – сказала буква Я. Всем пока! До сентября!
С. (отдавая азбуку). Очень своевременная книга. Источник этих, как их там, знаний... Л. ... умений и навыков. Насколько я понимаю, следующим будет «Решебник арифметических примеров для первого класса» или все-таки «Букварь»? С. Нет, учебной литературы пока хватит – нужна периодика. Журнал «Клуб и художественная самодеятельность» есть? Л. Есть, но только для сотрудников Центра Дополнительного Образования. Вы к ним какое отношение имеете? С. Самое... хорошее. (Просит.) Ну, дайте журнальчик – майский номер. Вы слышите – Майский... Л. Майский номер – это Чкаловский, 35 – журнал «Архитектура и строительство». Но это для вас слишком сложно. Ну ладно, держите... Этот с постером – ансамбль «Фортуна». (Выступление ансамбля «Фортуна».)
С. Так, а еще журналы у вас есть? Л. Какие? С. Ну, хорошие... Л. Хороший всего один, но есть много классных... 11 «А», 11 «Б»... много интересного… С. Знаю – сам писал, дайте лучше хороший. Л. Ладно – держите. «Бобер» – последний номер. С. В смысле свежий? Л. Нет, как раз в смысле последний... (Передача журнала «Бобер» от «старого» редактора «новому».)
С. (читая книгу). Сильно! Здорово она его! Ну, и он в ответ! Умеют же люди писать! Если бы я так умел писать, я бы перестал... Л. ... читать. С. Разговаривать! Л. (с любопытством). Ну, что, что вы там читаете? Боевик какой-нибудь? Да, нет! У нас в библиотеке нет боевиков... Ну, кто автор? С. Нет у нее автора. Л. Как, нет? Автора не бывает у народных песен, сказок и, простите, анонимок. С. Осторожнее, в зале могут быть дети. Л. После ваших... вашего чтения в зале может быть все что угодно. Может, в зале есть администрация... С. Исключено. Администрация, конечно, может, есть, но не в зале, а в буфете. Но это шутка. А вот это (демонстрируя книгу) серьезно! Это книга жалоб! Л. Может, все-таки предложений? С. Ага, жалобных предложений. Скрывать бесполезно. Придется читать. Жалобная книга – Жалоба в школьную библиотеку от Шелагина Михаила Юрьевича. Ежегодно обращаюсь в библиотеку за книгой «Общая теория составления школьного расписания». Книга в библиотеке отсутствует: вынужден работать по расписанию Финляндского вокзала. Прошу принять меры. – Дорогой Михаил Юрьевич! Обещаем принять меры в отношении Финляндского вокзала. Для облегчения Вашей работы Финляндский вокзал тоже будет работать в филиалах. Утренние поезда пойдут во вторую смену. Встречайте. Поздравляем Вас с праздником «Последнего Звонка». Надеемся, что в новую школу Вы войдете с новым расписанием и с прежним энтузиазмом. – Жалоба от Надежды Александровны Шапиро. Прошу заведующую библиотекой приобрести для школы комплект книг «Как поступить в школу № 56. Руководство для родителей». Если такой книги нет – готова написать ее сама, издать за свой счет и распространить среди тех, кто приходит с просьбами о зачислении. Нет уже никаких сил! – Дорогая Надежда Александровна! С интересом прочитали Ваше предложение. Издание такой книги планируется, причем сразу на нескольких языках. Понимая трудность отказа родителям, советуем говорить следующее: 1. Ничего страшного, что не поступите! Посмотрите на меня: я тоже тут не училась и ничего – выросла нормальным человеком... 2. Можем вас принять, но условно, с обучением на дому и пока без учителя. На всех уроках быть в школьной форме. 3. Сейчас не могу сказать вам ничего определенного, попробуйте зайти между 31 августа и 1 сентября. Оставайтесь читателем нашей библиотеки, Надежда Александровна, и мы останемся вашими почитателями. Жалоба от ____________: «Требую расширения библиотечных фондов. Седьмой год не могу взять интересующие меня книги: «Самоучитель игры на гитаре», пособие «В помощь начинающему автору-исполнителю», брошюру «Мой первый школьный праздник»... – Уважаемый ______________! Понимая всю глубину Ваших проблем, мы обязуемся раздобыть требуемые книги. Рады сообщить, что в настоящее время в библиотеку поступила книга «Ваш первый "Последний Звонок"», адресованная школьным работникам. Издание ____ года. – Районная контрольно-ревизионная комиссия обнаружила в школьной библиотеке недостачу 12 килограммов книг. Требую объяснений. Зам.директора по АХЧ Ирина Александровна Филь. – Уважаемая Ирина Александровна! Понимая Вашу обеспокоенность, сообщаем: 12 килограммов книг были сданы в макулатуру с целью покупки новых фондов. На вырученные средства приобретено и поставлено на баланс 16 квадратных метров печатного текста. Текст классический, ровный, без опечаток. Также сообщаем, что библиотекой приобретены 2 тома инструкций для огнетушителей на немецком языке. С чем Вас и поздравляем. – Школьная библиотека формально относится к методической работе среди учителей. В результате учителя перестали читать методическую литературу. Они начали ее писать, и это беспокоит. Прошу принять меры, обеспечить, поддержать, проконтролировать, доложить, проанализировать и скорректировать. Заместитель директора по методической работе ____________. |
|
Всего комментариев: 0 | |