Вторник, 21.05.2024, 04:11
Главная » 2015 » Май » 12 » АССАМБЛЕЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД И ОТЛИЧНИКОВ УЧЕБЫ
08:41
АССАМБЛЕЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД И ОТЛИЧНИКОВ УЧЕБЫ

Одной из «вечных» педагогических проблем является, несомненно, тема поощрения и наказания. Как и кого поощрять? За что наказывать? Может ли стать отсутствие (отмена) ожидаемого наказания поощрением, не является ли лишение заслуженного поощрения наказанием? Можно задать еще десяток подобных вопросов и запутаться окончательно, так и не решив проблемы взаимоотношений школы с теми, у кого «школьных» проблем, казалось бы, не может быть по определению, – с отличниками. К сожалению, в сегодняшней школе судьба хорошо успевающих учеников является трудной. Да и трудности эти скорее даже не физического, а психологического характера. Однажды ставший первым (или одним из первых) в учебе обязан оставаться им до окончания школы, причем постоянство высоких результатов вовсе не будет восприниматься остальными как достижение, за которое можно и нужно хвалить и поощрять. Нам показалось, что это не совсем справедливо, и мы решили отлично успевающим ученикам и победителям олимпиад сказать «спасибо». Известно, что в конце каждой четверти в школах происходит «инвентаризация» отличников: их считают, ревностно следят, чтобы они умножали славу школы, участвуя в олимпиадах, и планомерно «выходили» на медаль.

Всем нам знакома (в том числе по собственным ученическим воспоминаниям) печальная в своей предсказуемости ситуация. Трудяга-отличник, который лучше всех учится, но не умеет играть на гитаре и не может позволить себе пропадать вечерами в спортивном зале или на репетициях школьного театра, завидует не обремененному какими-либо учебными притязаниями троечнику, у которого свободное время начинается практически с окончанием последнего урока. Троечник смотрит на недосягаемого в учебных делах одноклассника без зависти, со снисходительным любопытством или сочувствием. Утверждать  на  этом основании, что троечник – «плохой», а отличник – «хороший», так же наивно, как, к примеру, доказывать, что учитель математики «умнее» учителя рисования, а «гуманитарный» класс более творческий, чем «технический». Проблема ведь не в том, что  не очень прилежных учеников недостаточно активно  ругают, наказывают и стыдят за отсутствие прилежания (наоборот, часто даже слишком активно – настолько, что трудности в учебе превращаются в неразрешимые конфликты с учителями). Проблема в ином: тех, кто учится хорошо, мало хвалят и награждают. Между прочим, мнение о том, что за хорошую учебу хвалить и награждать особенно не следует, ибо хорошая учеба – основная обязанность ученика, вовсе не позаимствовано нами из «педагогической кунсткамеры». Мы попытались этот стереотип разрушить, взяв на себя обязательство говорить «спасибо» (по возможности торжественно и красиво) тем, для кого учеба – это не только обязанность, но и умело используемое средство самореализации.   

Итак, как только была определена основная идея – «церемония чествования», стало понятно, как эту церемонию проводить. Просто. Торжественно. Душевно. (Пожалуй, это наиболее краткая наша рекомендация, касающаяся стиля, хотя, разумеется, требующая разъяснения по всем трем позициям).

Начнем с торжественности. Ассамблея традиционно проводится в городском Дворце Творчества Юных. Ее выездной характер принципиально важен, поскольку мы убеждены, что выражение «дома и стены помогают» в отношении церемоний справедливо лишь в том случае, если вы а) живете во дворце и б) он вам еще не надоел.

Сами по себе роскошные интерьеры не могут сделать любое проводимое в них действо торжественным. Не претендуя на афористичность, а лишь стремясь рассказывать о собственном опыте достаточно кратко и понятно, скажем, что торжественность – это настроение, создаваемое оформлением. При этом красивые и необычные интерьеры являются лишь частью такого оформления. Любая церемония предполагает  торжественность. Правда, торжественность порой путают с официальностью, а это далеко не одно и то же. «Официальная» – это статус, уровень, а «торжественная» – настроение. Оно создается целым комплексом условностей и элементов стиля. Подчеркнем – именно комплексом, а не суммой. Представьте, что на церемонию в специально заказанный для этой цели дворец участники явились в не совсем «неофициальных» костюмах. Задуманный стиль и настроение пропадут, потому что гости и участники, пришедшие на церемонию в таком виде, не будут воспринимать себя как ее часть.

Нобелевский Комитет, к примеру, весьма и весьма настойчив, обязывая лауреатов являться на церемонию вручения премии во фраках. Кроссовки и джинсовые куртки запрещаются вовсе не потому, что могут оскорбить августейший взор шведского монарха. Просто в этом случае акт торжественного вручения Нобелевской Премии превратится в формальную процедуру раздачи денег в присутствии некоторого количества народа.

Отсутствие торжественной музыки тоже может превратить задуманную церемонию в фарс (вспомните «хит» официальных мероприятий в учреждениях – залихватский туш на разбитом рояле (если рояль разбит окончательно – это уже пианино), который может вывести из себя кого угодно). Идеальный вариант совмещения торжественности и театральности оформления – это, вероятно, бальные танцы. Танцуют, разумеется, не участники, а приглашенные артисты или подготовленный школьный коллектив. Бальные танцы могут открывать и закрывать Ассамблею, придавая ей торжественность и красоту.

Теперь о простоте. Не о том, чтобы сделать «простенько» и, к сожалению, в большинстве случаев «без вкуса», а о том, чтобы сама церемония оставаясь торжественной и душевной (о последнем несколько позже), могла быть проведена просто и четко. Основной прием, используемый нами для этого, – написание «дорожки», то есть сценарной разработки – последовательности основных моментов предполагаемого действия. С «дорожки» нельзя сворачивать, но она достаточно «широка», чтобы, двигаясь по ней, импровизировать. Сама по себе «дорожка» в драматургии проигрывает сценарию, но позволяет сосредоточиться на главном – превращении «наградного потока» в единую цепочку ситуаций общения с каждым, кто оказался достоин чести быть приглашенным на Ассамблею. В этом смысле и сама награда за отличную учебу, победу на олимпиаде и т. д. была задумана как простая, значимая и в то же время уникальная. Вот уже четвертый год мы доказываем себе, участникам и гостям Ассамблеи, что совмещение этих трех понятий не утопия, а вполне реальная цель. Придумывая награду, мы пытались найти компромисс между традиционным и часто (в силу многих причин) случайным подарком (книги, игрушки и т. д.) и не менее традиционными, но малопривлекательными в том виде, в каком они обычно существуют – грамотами и дипломами.

& Попытка совместить грамоту с подарком теоретически возможна. Но согласитесь, что плюшевый заяц с грамотой – это не решение проблемы. Такое решение может быть заключено... в рамку, и это не игра слов, а реальная практика заключения дипломов в красивый багет или «золотую» («серебряную») рамку со стеклом. Дело в том, что официальный документ в рамке имеет все основания стать предметом интерьера, а не просто официальной бумагой, врученной однажды, а затем спрятанной и позабытой. Разумеется, оформить таким образом все вручаемые рамки и дипломы – дело для школы практически невозможное: мы ведь не завод по производству рамок, хотя на статус цеха печати грамот и дипломов претендуем уже давно и не без основания.

% Быть заключенным в рамку – это завидная участь не всех, а лишь наиболее престижных дипломов, получение которых в школьной «системе педагогических координат» сегодня уже вполне сопоставимо с наградами и званиями, присваемыми вне школы.

И, наконец, о душевности. Дело здесь скорее даже не в теплых интонациях  торжественной речи директора и ведущих, обращенной ко всем и к каждому. Писать об этом бессмысленно: постарайтесь просто понять и прочувствовать, что и как говорить в соответствующей обстановке. В значительной степени атмосферу душевности создают приглашенные гости – родители, учителя, друзья школы. Можно воспользоваться и творческими подарками – выступлениями в честь участников и гостей Ассамблеи. Идеальный вариант – в заключительной части Ассамблеи дать возможность выступить школьным театральным или музыкальным коллективам. Это просто и душевно. Разумеется, с оговоркой: душевно, если выступление включается в программу потому, что оно хорошее, а не потому, что творческому коллективу надо дать выступить.

 


Категория: Мы завершаем год | Просмотров: 554 | Добавил: vilovich9871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]