Воскресенье, 19.05.2024, 09:06
Главная » 2015 » Май » 10 » ЖНИВНЫЕ ПЕСНИ
06:20
ЖНИВНЫЕ ПЕСНИ


(музыкально-литературная композиция)

Цель: способствовать развитию познавательной активности путем знакомства с русским музыкальным фольклором.

Музыкальный репертуар: «Уйди, туча грозовая», «Дожали, дожали», «Милый мой хоровод», «В хороводе были мы».

Ход занятия

I. Вступление.

Знакомство с русским обрядовым творчеством стало для нас уже традиционным. И сегодня мы приоткроем для себя еще одну страничку музыкального наследия наших предков – россиян. Поговорим о самом значимом событии в трудовом календарном круговороте дел.

Вспомните, на что в сокровенной сути своей направлены обрядовые действия, исполняемые и осенью, и зимой, и весной? Какова их цель?

(Осенины прославляли богатый урожай, призывая это изобилие и на следующий год. В Колядках желали хозяевам добра, сытости. Масленица – помочь солнцу поворотить на лето, способствовать скорейшему возвращению тепла.)

То есть можно сделать вывод, что суть всех календарных праздников – в ожидании, подготовке, в желании получить «добрый» урожай, ведь от этого напрямую зависела жизнь наших предков.

II. Основная часть.

1. Краткий исторический экскурс к истокам обрядовых праздников.

Говоря о самом важном событии в жизни русских крестьян, мы имеем в виду, конечно же, жаркое время уборки урожая, жатвы. Бытует мнение, что во время жатвы, в связи с загруженностью трудовых людей работой в поле, обрядовых праздников и действий просто не было. Но это далеко не так! И сегодня мы будем вместе говорить и знакомить друг друга с традициями «зажинок», праздником первого снопа, дожинок и т. д. И, конечно же, познакомимся с примерами жнивных песен.

Тревожась за будущий урожай, крестьяне говорили: «Не обережешь вовремя правого серпа – не нажнешь в поле и снопа». Перед жатвой серп обязательно «заговаривали», кропя родниковой водой, затачивали, до блеска зачищали.

2. Рассказ о празднике, посвященном началу жатвы, с песенно-музыкальными иллюстрациями.

Начало жатвы называлось  зажинками.

На зажинки – начало страдной поры – сельские женщины выходили как на праздник. К началу жатвы не только готовили трудовой инвентарь, но и чисто прибирали в избе, а иногда и белили. Женщины выходили на поле в чистой одежде и хорошем настроении, что тоже было немаловажно. Первое, что делала крестьянка, она сжинала горсть ржи и делала из нее для себя пояс.

Это был своеобразный оберег. Опоясавшись, приговаривала: «Как матушка-рожь стояла год, так и моя спинушка жать бы не устала». Срезая несколько колосков и сгибая их, говорила: «Как соломка гибка, так бы спинка моя была гибка». Со взмахом первых серпов пели песни. Они не только облегчали им работу, но имели магическое значение. По представлениям наших предков, жнивные песни воздействовали на поле, не давая ему «замертветь».

1-й чтец. Нивка, нивка, яровая жнивка,

Уроди пшеницу, рожь и чечевицу

На поле копнами,

На столе пирогами!

2-й чтец. Уйди, туча грозовая,

У нас нива трудовая.

Ей зеленою быть,

Нам с копночками ходить.

А теперь послушайте, как звучат эти жнивные песни.

Исполняется жнивная песня.

– На какие обрядовые песни похожи жнивные приговорки? (На колядки и на песенки-осенины. Такие же короткие.)

Жнивные песни – это вариант трудовых песен.

3. Разучивание песни «Уйди, туча грозовая».

Песня «Уйди, туча грозовая» разучивается с классом, исполняется.

4. Обрядовые действия в начале жатвы.

В начале жатвы традиционно выполняли обряд почитания первого снопа или снопа-«именинника». Первый сноп украшали лентами, цветами. Украшенный сноп торжественно приносился в деревню и потом хранился до следующего посева. Но был и еще один обычай, связанный со снопом, но уже не с первым, а с последним. Последний сноп наряжали в сарафан, украшали, а вокруг него водили хороводы.

Дети исполняют песню «Милый мой хоровод».

5. Рассказ о празднике, посвященном последнему дню жатвы.

В последний день жатвы, на «дорожке», также предполагался большой праздник.

Издавна велось, что, если кто из мужиков не справляется с жатвой, он собирал толоку, созывал крестьян со всей деревни. Дружной работой они в один день снимали весь хлеб, после чего хозяин устраивал угощение.

Оканчивая жатву, на сжатом поле катались на спине со словами: «Нивка, нивка, отдай мою силку! Я тебя жала, силку потеряла!» – считая, что Мать Сыра Земля возвратит им потраченную силу. Восстановить же силу-мочь самой земли, по народному поверью, помогал обряд завивания бороды «козлу». «Козел» тут упоминался только символически, как олицетворение плодородия; сам же обряд происходил так: последняя, еще не сжатая полоска ржи тщательно пропалывалась, завязывалась на корню травой в последний сноп; в середину этой «бороды козла» клали угощение – краюшку хлеба с солью. Также несколько последних несжатых колосьев ржи сгибали колосьями вниз и покрывали снопом, веря, что растительная сила земли передастся и будущему урожаю. При этом приговаривали: «Колосок-волотка, завейся на бородку – золотым волоском, серебряным уском!».

Особые почести оказывали «жнивкой матке» – так называли колосья с особо крупными зернами, а также «спорышу» – двойному колосу. Из них завивали венки. С окончанием всех полевых работ устраивалось пиршество, на него выпекали хлеб и караваи. Сопровождался праздник песнями, в которых воспевались жнеи, олицетворяющие народную силу и волю к труду.

6. Разучивание песни «Дожали, дожали».

А мы с вами познакомимся и исполним песню, которую по обычаю пели на дожинки:

Дожали, дожали,

Спожинки дожали,

Зерно гребли,

Каравай пекли,

Гостей угощали,

Нивку поминали,

Жнитушка, расти-расти,

Времечко, лети-лети.

Разучивание мелодии песни, текста, исполнение песни-по-певки.

III. Заключительная часть.

Праздник сбора урожая – большое и радостное событие. И, конечно же, сопровождалось оно «скорыми» песнями, играми, хороводами.

Давайте закончим нашу экскурсию по страницам русских календарных праздников и обрядов песней, которая как нельзя лучше передает настроение этого праздника.

Дети исполняют песню в движении «В хороводе были мы».

Сопровождают пение игрой на русских музыкальных инструментах: ложках, трещотках. Таким образом реализуется их творческая инициатива в процессе импровизации.

– А теперь попрощаемся с вами так, как делали наши крестьяне по окончании полевых работ:

Хлебушка, расти!

Времечко, лети,

До новой весны.

До нового лета,

До нового хлеба!

Категория: Музыкальные праздники | Просмотров: 849 | Добавил: vilovich9871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]