Пятница, 10.05.2024, 18:28
Главная » 2015 » Май » 6 » «КРАСНЫ ДЕВИЦЫ» Продолжение
10:42
«КРАСНЫ ДЕВИЦЫ» Продолжение



Сваха. Но очень часто, читая ту или иную книгу, мы не задумываемся над значением некоторых слов. Поэтому в этом конкурсе вы должны объяснить значение следующих четверостиший (см. Приложение 3, с. 124). Я приглашаю на сцену все команды.

Сваха зачитывает отрывки из былин, красны девицы отвечают на вопрос, что означает данное выражение. Слова – историзмы.

7. Конкурс «Искусница».

Сваха. На Руси говорят: «Не красная изба углами, красная пирогами». И мы начинаем наш последний конкурс, который называется «Искусница». Это домашнее задание. Каждая команда предлагает родственникам отведать свое блюдо, приготовленное по рецептам национальной русской кухни, а также рассказать о его пользе, особенностях приготовления.

Родственники (жюри) пробуют предлагаемые девицами кушанья и выбирают самое вкусное и соответственно самую лучшую невесту.

Сваха. Наш конкурс-состязание подошел к концу. И пока родственники выбирают самых лучших невест, для вас, красны девицы, танцуют добры молодцы.

Сыновья Купца исполняют танец.

III. Заключительная часть.

Сваха. Я приглашаю подняться ко мне Князя Великого и огласить итоги смотрин.

Жюри подводит итоги. Председатель жюри (Князь Великий) оглашает результаты.

Сваха. Ну а вы, добры молодцы, возьмите за руки красных девиц и проведите их на сцену.

               Праздник окончен, пора и честь знать.

               Всем спасибо за внимание,

               За задор и звонкий смех,

               За огонь соревнования,

               Обеспечивший успех.

               Вот настал момент прощания,

               Будет краткой речь моя:

               Говорим всем: «До свидания.

               До счастливых, новых встреч!»

ПРИЛОЖЕНИЯ

к материалу «Красны девицы»

Приложение 1

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА:
представление девиц команды «Млада» 
(примерный вариант)

                     Не во славном городе во Муроме,

                     Не на той реке да на смородине,

                     А у нас, на улице ____________,

                     Во дворце красивом да во каменном,

                     Как сходилися, собиралися

                     Добры молодцы да красны девицы.

                     Не на свадебку, не на праздничек,

                     А на конкурс народного творчества,

                     Как сходилися, собиралися

                     Да вели меж собой разговор такой:

                     – Выезжаем мы на конкурс большой,

                     Людей посмотреть, себя показать…

                     А во что же нам себя рядить,

                     Себя рядить – хоровод водить?

                     – Знаю я наряд: юбка в клеточку,

                     А на голову – «сорока» пестрая.

                     То народный костюм, но не девичий.

                     – Знаю я наряд: платье с поясом,

                     А на голову – платок вышитый.

                     То народный костюм, да не девичий.

                     – Знаю я наряд красной девицы:

                     То не платье, а рубаха.

                     Рубаха белая да с узорами.

                     По рукавам, вуроту вышита

                     Да по низу разукрашена,

                     Защитят от силы нечистыя

                     Знаки солнца и огня светлого.

                     Символ солнца – круг по поясу,

                     Обережный знак, магический.

                     Обовьет голову ленточка,

                     Али алая повязка девичья.

                     – Ай да славный костюм, девицы,

                     Хоть и требует он трудов больших,

                     Трудов больших да терпения,

                     Мы оденемся в рубахи вышитые,

                     Мы украсимся повязкой яркою.

                     С давних пор на Руси наши женщины,

                     Красны девицы нарядом славились.

                     А в XVI веке полюбилась им

                     Одежда новая, диковинная:

                     Стали княжнам да боярыням

                     Шить сарафаны парчовые,

                     Украшать их златом, серебром,

                     Нитью шелковою.

                     Полюбились сарафаны те

                     На селе с тех пор и во городе.

                     Стали шить их самые разные,

                     Бархатные да атласные,

                     Шёлковые да суконные,

                     Короткие да длинные,

                     Глухие, распашные, косоклинные.

                     Красны девицы умиляются,

                     В сарафаны все одеваются,

                     В кумачовые наряжаются!

                     Собрались в нашей школе девицы.

                     Собралися все красавицы.

                     Собрались шить-вышивать,

                     Себя и кукол в костюмы наряжать,

                     Песни петь, хороводы играть,

                     Народную культуру изучать.

                     Все молоденьки, все молодушки,

                     Словно белокрылые лебёдушки.

                     «Млада» вас приветствует,

                     За себя сегодня ответствует.

                     На святой Руси, нашей матушке,

                     Что ни младушка – то красавица.

                     Ходит плавно, будто лебёдушка.

                     Смотрит сладко, как голубушка.

                     Молвит слово – соловей поёт.

                     Ай, брови у нее

                     Да соболиные!

                     Зорки очи глядят, как у сокола.

                     Лицо белое,

                     Как зимою снег.

                     На щеках румянец,

                     Словно маков цвет.

                     Ой, вы, девицы молодые,

                     Голоса заливные,

                     Красно начинали,

                     Красно и кончайте,

                     Каждому честью и славой воздайте.

                     Тароватому хозяину – поклон,

                     Судьям конкурса – поклон,

                     И соперницам нашим – поклон,

                     И вам, болельщики, – низкий поклон!

                     К конкурсу национального блюда:

                     «Пироги» – от слова «пир» –

                     Торжество и праздник.

                     Хлебосольством на весь мир

                     Гордились не напрасно.

                     Пирогами с калиной гостей угощали,

                     А «рогатых» коровок в колядки пекли,

                     «Жаворонками» солнце весною встречали

                     И веснянки-заклички до нас донесли.

Приложение 2

Примерные вопросы к викторине
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ ГОРОД?»

1. Назовите самый первый театр в городе _________.

2. Как называлось первое учебное заведение и чему в нем обучали?

3. Когда был основан город __________?

4. Какое ремесло возникло (или было распространено) в вашей местности?

5. Какие народы населяли город ____________ в древности?

6. Какие выдающиеся исторические события связаны с городом ______________ ?

7. Какие известные личности, деятели принесли славу городу _________________ ?

8. Какие названия улиц в городе __________ связаны с историческими событиями и судьбами?

Приложение 3

Вопросы к конкурсу 
«СТАРИННЫХ СЛОВ УЗОРНЫЕ ЛАРЦЫ»

             1. «Добрынюшке-то матушка говаривала,

                Да и Никитичу-то матушка наказывала:

                – Ты не езди-ка далече, во чисто поле,

                На тую гору да сорочинскую».

Вопрос: Где гора сорочинская?

(Отроги Уральского хребта. Недалеко от Бузулука есть древнее село-крепость Сорочинское.)

2. «Тогда Солнышко Владимир стольно-киевский,

                А он по три дня да тут былиц кликал».

Вопрос: Кто такие «былицы»?

(Знахарка, гадающая по травам. От слова «былье» – коренье, растение.)

3. «Ай, тут старый казак да Илья Муромец,

                Да берёт он свой тугой лук разрывчатый.

                Во свои берёт во белы во рученоки».

Вопрос: Что означает слово «разрывчатый»?

(Эпитет «разрывчатый» означает «качество»: добрый лук при спускании тетивы издавал резкий звук – разрывал воздух.)

4. «Гой вы еси, добры молодцы!»

Вопрос: Что имел в виду Владимир, когда говорил эти слова?

(Пожелание здоровья, приветствие, приблизительно соответствует словам «Будьте здоровы». «Гой» – от слова «гоить» – исцелять, живить, ухаживать.)

5. «Ай, тут старый казак да Илья Муромец,

                Становил коня до посередь двора,

                Сам идёт он во палаты белокаменны,

                Проходил он во столовую во горенку.

                На пяту он дверь-то поразмахивал».

Вопрос: Объясните, что значит «на пяту он дверь-то поразмахивал».

(То есть распахивал настежь. Пята – нижний угол двери у стены.)

6. «И увидел Алешу Владимир-князь,

                Повел во светлы гридни,

                Сажал за убраны столы,

                Тут для Алеши и стол пошел».

Вопрос: Объясните смысл «тут для Алеши и стол пошел».

(Владимир устроил пирование в честь победы Алеши над Тугарином.)

7. « – Гой еси, Алеша Поповия млад!

                Час ты мне свет дал.

                Пожалуй, ты живи в Киеве,

                Служи мне, князю Владимиру,

                Долюби тебя пожалую».

Вопрос: Объясните выражение: «Час ты мне свет дал».

(«Час» – сейчас, теперь. «Свет дал» – Владимир 

Категория: Международный день театра | Просмотров: 400 | Добавил: vilovich9871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]