Понедельник, 13.05.2024, 07:36
Главная » 2015 » Январь » 28 » ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРАЗДНИК КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ «От Даждьбога до Ярилы»
08:56
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРАЗДНИК КО ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ «От Даждьбога до Ярилы»

                             

Ведущий. Ну, хорошая игра? Отдохнули? Усаживайтесь и продолжим наш праздник.

 

Ведущий. А вот ещё одно божество женского рода – Лада, богиня красоты и любви. Я вам её представлю, она застенчива.

Славянская богиня красоты,

Всегда юна, в венке её – цветы,

И жемчуг украшает её косы,

Как травы утренние росы.

Семейным парам даст богиня счастья,

Убережёт от бед и всех напастей

И если хочешь быть у неё в чести,

То угощенье ей преподнеси.

Лукошко ягод, спелых, сладких.

Цветов разнообразных, свежих, ярких,

Парного мёда, ароматного, густого,

Многоголосье птиц царства лесного.

 

Лада. А это – Лель – сынок мой старший,

Он зажигает сердце страстью,

И лишь взмахнёт волшебною рукой,

Утратит сердце навсегда покой.

 

Ведущий. Лель-старший, вечно юный сын Лады, от его ладоней отлетали яркие искры, которые зажигали страстью юные сердца. (Выходит Лель, белокурый, кудрявый, на голове венок из цветов, дудка.)

 

Ведущий. У Лады были и другие дети. Полель, Дид, Дидилия.

Полель – бог брака (в простой белой рубахе в терновом венке, как символ нелёгкой жизни).

 

Полель.

В союзе брачном жизнь ведь нелегка,

Порой не избежать тернового венка,

Чтоб жить в ладу, добре, достатке,

Чтоб пить и есть обильно, сладко,

Трудиться нужно день-деньской

Над телом бренным и душой.

 

Ведущий. Дид (в венке из васильков, в руках держит двух горлиц). Ему молились замужние и женатые люди, прося  согласия в семейной жизни.

 

Дид.

Невянущий венок из васильков,

В руках держу я пару голубков,

Пусть чувства  будут, как цветы, нежны,

Гнезда  основы цельны и прочны.

 

Ведущий. Дидилия – хранительница рода и детей. Имя её созвучно слову «дитя». Оно символизирует женскую долю и главное назначение женщины на земле – продолжение рода, воспитание детей.

 

Дидилия.

Я род ваш человеческий храню,

Дарю вам повторенье, продолженье,

За мать, за женщину горой стою,

Даю ей силы и терпенье.

Чтобы звучал повсюду детский смех,

Я силу женщине даю за всех,

Оберегаю  от невзгод, несчастий,

Вселяю в сердце веру в счастье.

 

Ведущий. В припевах древних русских, славянских песен свадебных звучали все эти боги.

Ой, Ладо, Дид, Ладо,

Ой, Ладо, Лель, Люли.

 

Ведущий. Знакомьтесь – это Велес, или Власий. Этот бог олицетворял хозяйскую мудрость.Сначала он считался звериным богом и его изображали в виде медведя. На медведей в те времена охотились  не для добычи, а для того, чтобы после охоты похоронить медведя с почестями на особом медвежьем кладбище. Таких в нашей стране найдено много. Есть мясо медведя считалось великим преступлением, за это могли убить. Помните русскую народную сказку «Липовая нога». Старуха задумала лапу медвежью сварить, отсечённую на охоте.  Явился к ней медведь, да чуть было жизни не лишил. Сказка эта учила детей чтить  и уважать народные традиции и обычаи. Медведь часто главное действующее лицо в русских народных играх, в которые мы поиграем позже.

Вернёмся к Велесу. В честь этого бога рядились в маски животных на  Святки и Масленицу, когда праздновались Велесовы дни славянского языческого календаря. 

Затем Велес сделался в народном сознании покровителем всех домашних животных и богом богатства – «скотьим богом». В Пскове есть башня Власьевская, так как через ворота этой башни входил и выходил домашний скот.

 

Власий (в простой рубахе с пастушьим рожком в руке).

Я Власий – скотий бог,

Помощник верный стада,

Оберегаю я рогатый род

От всех напастей сразу.

А коли в доме есть скотина,

Богатство не проходит мимо.

В достатке дом такой живет,

Здоров в нём скот, растёт приплод.

 

Ведущий. А вот и ещё одно обаятельное славянское божество: Ярило – разгульный бог страсти и веселья. Ярило, выходи к нам, представься.

 

Ярило в яркой, расшитой золотом рубахе, на голове венок  из  «драгоценных камней».

 

Ярило.

На коне своём белом я мчусь,

Чтоб порадовать Древнюю Русь.

На гулянье собирайся, народ,

Выходи, стар и мал, из домов.

Веселись до утра, балагурь,

Песни пой, до упаду танцуй.

 

Фрагмент произведения Римского-Корсакова «Снегурочка» – финал «Свет и сила – бог Ярило».

 

Ведущий. Сродни Яриле – бог Купала – божество лета, полевых цветов, летних плодов, который празднуется 24 июня, накануне жатвы. Разжигается костёр, устраиваются игры и пляски вокруг костра. А вот и ещё одна игра  «А мы просо сеяли».

 

Напротив друг друга выстраиваются две шеренги по семь, восемь человек.  Играющие берутся за руки. На запев песни двигаются вперёд, на припев – назад. Под номером 1 слова для первой шеренги, под номером 2 – для второй.

Запев:

1. А мы просо сеяли, сеяли (2 раза).

 

Припев:

Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли (2 раза).

 

2. А мы просо, вытопчем, вытопчем (2 раза),

Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем (2 раза).

 

1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать (2 раза).

 

2. А мы коней выпустим.

Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим (2 раза).

 

1. А мы коней в плен возьмём.

Ой, дид-ладо, в плен возьмём (2 раза).

 

2. А мы коней выкупим.

Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим (2 раза).

 

1. А чем же вам выкупить?

Ой, дид-ладо, выкупить, выкупить (2 раза).

 

2. А мы дадим сто рублей.

Ой, дид-ладо, сто рублей (2 раза).

 

1. Нам не надо сто рублей,

Ой, дид-ладо, сто рублей (2 раза).

 

2. А чего ж вам надобно?

Ой, дид-ладо, надобно, надобно (2 раза).

 

1. А нам надо девицу,

Ой, дид-ладо, девицу, девицу (2 раза).

 

2. Отворяйте ворота, ворота,

Принимайте девицу, девицу,

Ой, дид-ладо, ворота, ворота (2 раза).

 

Выкрикивают имя девочки. Затем шеренги меняются словами, девочка переходит в соседнюю шеренгу.

На сцене гаснет свет, слышны шум, возня, свист. Выбегает Соловей-Разбойник.

Вновь зажигается свет. Соловей-разбойник в лохмотьях, лохматый.

 

Соловей-разбойник.

Я – Соловей-разбойник,

Одихманьтьев  сын,

Ох, сколько я народу

За век свой загубил.

Меня ты опасайся,

Я не люблю людей.

Ко мне не приближайся,

Я Соловей-злодей

Такой я голосистый,

От голоса беда,

И троекратным свистом

Я рушу города.

 

– Испугались?

 

Ведущий. Конечно! Вон ты грозный какой, но мы знаем, что и на тебя управа нашлась. Ребята, кто сразился с Соловьём-разбойником?

(Илья Муромец.)

А Соловей-разбойник – это чудовище языческих времён. По легендам, он ровно тридцать лет сидел на прямоезжей дороге к Киеву и никого не пропускал: ни конного, ни пешего, ни птиц, ни зверей.

Ребята! Надеемся, что вы почерпнули для себя много интересного и мы все вместе сейчас прикоснулись к древней культуре славян.

А на прощание я предлагаю сыграть в игру «Солнце и Месяц».

Игроков должно быть много, поэтому играем все. Сперва назначаём двух вожаков, ребята, что повыше ростом: они будут изображать ворота. Выбранные должны отойти в сторонку и тихонько договориться, кто будет солнце, а кто месяц. Все играющие выстраиваются вереницей, первый игрок ставит руки на пояс. Последующий кладёт руки ему на плечи или хватается за рубашку. Солнце и Месяц берутся за руки и высоко поднимают руки: получаются «живые» ворота. Затем вереница с какой-нибудь песенкой идёт к воротам и проходит через них. Можно запеть любую песенку, например такую:

 

Шла, шла тетеря,

Шла, шла, рябая

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего,

Меньшого,

Среднего,

Большого.

 

С этой песенкой вереница пройдёт через ворота. Солнце и Месяц пропустят всю вереницу, а последнего тихонько спросят:

– К кому хочешь, к солнцу или месяцу?

Надо тихо ответить, к кому ты желаешь пойти. И тогда Солнце или Месяц скажет: «Иди ко мне», – и последний из вереницы станет сбоку от того, кого он выбрал.

Так вереница проходит с песенкой через ворота и раз, и два, и три, и четыре… И с каждым разом она уменьшается, а у Солнца и Месяца растут «хвосты» – у одного покороче, у другого подлиннее. Игроки стоят возле Солнца и Месяца или в ряд, или гуськом – один за другим.

Наконец от длинной вереницы останется двое игроков, а потом один. Солнце и Месяц останавливают его и спрашивают, к кому он хочет идти. Этот последний игрок делает свой выбор.

После этого начинают считать: к кому перешло больше игроков – к Солнцу или Месяцу.

Если у Солнца больше ребят, то они дразнят вместе с  Солнцем  месяцевых ребят:

– Солнце греет, к нему все идут, а месяц холодный, к нему идти не хотят.

А если у Месяца больше ребят, то они дразнят:

– Солнце жарит и палит, к нему идти не хотят. Месяц ясный, ночью светит, к нему все идут!

И при этих словах прищёлкивают пальцами, пританцовывают.

Если игра понравилась, можно повторить ещё раз.

Категория: День славянской письменности | Просмотров: 316 | Добавил: vilovich9871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]